Амнестическая афазия — это вариант афатического расстройства, при котором нарушается номинативная функция языка. Для него характерны зрительная амнезия, забывание названий предметов, паузы в речи и затруднение подбора слов, словесные парафазии. Диагностика включает неврологическое обследование (МРТ головного мозга, МРТ, УЗИ артерий головы и шеи), нейропсихологические тесты и логопед. Лечебно-коррекционная работа при афазии включает этиопатогенетическую фармакотерапию, логопед, нейрокоррекцию.
Общие сведения
Амнестическая афазия (именительная, аномическая) сопровождается затруднениями в визуальном распознавании и словесном обозначении предметов. Он был выделен в отдельной форме советским нейропсихологом А. Р. Луриа в 1973 году, указав, что в данном случае единственным центральным недостатком является сложность наименования объектов. Впоследствии амнестическая афазия была исключена из нейропсихологической классификации, так как в чистом виде встречается редко, обычно служит симптомом акустико-мнестической или смысловой афазии. При современной афазии амнестическая афазия снова рассматривается как самостоятельная единица: ее частота среди всех форм составляет 4,2-7,5%.
Амнестическая афазия
Причины
Амнестические расстройства возникают при локальном поражении задне-нижних отделов височной коры и теменно-затылочных областей левого полушария (20, 21, 37 и 40 поля Бродмана). Причинами амнестической афазии в большинстве случаев являются:
- инфаркт головного мозга в бассейне задней мозговой артерии;
- открытая травма головы;
- внутримозговая гематома;
- опухоли полушарий головного мозга (менингиома, астроцитома, глиобластома);
- энцефалиты различной этиологии;
- прогрессирующая деменция (болезнь Альцгеймера, Бинсвангера, Пика);
- нейрохирургия.
Предрасполагающими (фоновыми) факторами являются артериальная гипертензия, церебральный атеросклероз, гиперхолестеринемия, ангиопатия, отягощенный семейный анамнез, экзогенная интоксикация.
Патогенез
Патогенетический механизм амнестической афазии до сих пор полностью не выяснен. Некоторые исследователи отмечают, что 37-е цитоархитектоническое поле по Бродману аккумулирует слуховые и зрительные раздражители (зону перекрытия), поэтому его поражение приводит к диссоциации зрительного образа слова и его словесного обозначения.
Бытует мнение, что амнестическая афазия связана с повреждением глубоких структур височной коры. В этом случае нарушается связь между слуховым корковым анализатором и гиппокампом, отвечающим за функцию запоминания и запоминания информации. С точки зрения нейропсихологического подхода (Лурия А.Р.) номинативная афазия является результатом нарушения операции выбора слов, хранящихся в памяти пациента.
Классификация
Амнестическая афазия многофакторна и неоднородна. В зависимости от преобладающего поражения слуховой, зрительной или ассоциативной области оно может быть трех типов:
- акустико-мнестический: основной дефект — неполноценность слухоречевой памяти;
- зрительно-мнестический: центральный дефект — амнезия и агнозия зрительного нерва;
- собственно амнезиак: основная проблема — нарушение функции именования.
Симптомы амнестической афазии
Акустико-мнестическая афазия
Пациенты теряют способность удерживать в памяти слуховую линию в пределах 3-х и более элементов, воспринимать развернутый текст на слух. Страдает понимание как ситуации, так и других форм речи. Обычно доступны простые устные инструкции, а не пошаговые инструкции. Пациент часто переспрашивает, просит говорить помедленнее, повторить услышанное.
В экспрессивной речи преобладают короткие предложения, словесные парафазии. Бывают частые паузы, связанные с поиском нужного слова, настойчивость. Есть трудности с именованием, особенно страдает память на имена собственные, географические названия, различные даты, номера телефонов. Редактировать тексты сложно.
Оптико-мнестическая афазия
При этом типе амнестической афазии нарушается визуальное распознавание знакомых предметов, и слово, воспринимаемое на слух, не вызывает визуальных образов. Есть трудности с отображением объектов по памяти; в процессе рисования пациенты теряют важные характерные детали, не завершают значимые детали. В то же время копирование и рисование — это хорошо.
Также есть сложности с сортировкой предметов по категориям: овощи, одежда, мебель. Письменная речь нарушается буквальным, вербальным или односторонним типом оптической алексии (пациенты не видят левую половину текста).
Амнестическая афазия
Забывание названий предметов — серьезное нарушение. Пациенты не могут подобрать подходящее слово для обозначения хорошо известных вещей, заменить забытое слово описанием предмета или его назначения. Так, например, о карандаше пациент говорит: «Это .. то, чем они рисуют или пишут». Однако, когда его спрашивают по первому слогу, он может вспомнить искомое слово.
Предложение произносится медленно, прерывается паузами, во время которых пациент выбирает нужное слово. Время между вопросом и ответом увеличивается (период задержки). Спонтанная устная речь чревата вербальными парафазиями. Письменная речь (чтение вслух, письмо под диктовку), как правило, сохраняется. Однако были сообщения о сочетании амнестической афазии с альфа-агнозией и оптической алексией. Страдает и спонтанное письмо из-за уменьшения количества существительных и преобладания глаголов в устной речи.
Диагностика
При амнестической афазии сохраняется понимание речи, артикуляция и функция чтения и письма, поэтому номинативные трудности часто связывают с возрастными «проблемами памяти». Комплексное инструментальное, психологическое и логопедическое обследование позволяет выявить утомляемый характер нарушений:
- Диагностика причин афазии. Инструментальные исследования необходимы, чтобы выяснить этиологию нарушений речи и локализовать очаг поражения. Всем пациентам показана КТ или МРТ головного мозга. При цереброваскулярной патологии возможно проведение УЗИ брахиоцефальных сосудов, МРА. Поясничная пункция и анализы крови помогают определить причины.
- Нейропсихологическое обследование. При проведении специальных диагностических тестов нейропсихологического состояния больных амнестической афазией возможно выявление различных форм агнозии (зрительной, оптико-пространственной, буквенной), оптической амнезии. Наблюдается уменьшение объема памяти и производительности воспроизведения слов, затруднение рисования по памяти.
- Голосовая диагностика. Ведет логопед-афазиолог. Он включает изучение выразительной и восприимчивой речи, слуховой памяти языка, чтения, письма. Амнестическая афазия характеризуется поиском слов при назывании предметов, словесными парафазиями, слабостью акустических и визуальных следов, паузами в речи, а иногда и трудностями чтения.
Коррекция амнестической афазии
Медицинская реабилитация
Активное медикаментозное лечение проводят в остром периоде инсульта, травм головы, нейроинфекций. Пациентам с нейродегенеративными заболеваниями требуется постоянная фармакологическая поддержка. Учитывая основную проблему, на фоне которой развилась амнестическая афазия, возможно применение гипотензивных, ноотропных, антиоксидантных, дезагрегационных и витаминных препаратов. Из методов физической реабилитации впоследствии подключают дарсонвализацию головы и ШВЗ, магнитотерапию, электрофорез и микрополяризацию. По показаниям рекомендуются сеансы психотерапии.
Логотерапия
Корректирующие упражнения при амнестической афазии направлены на восстановление соотношения образов зрительных объектов с речью. Для этого обновляются категориальные и ситуативные связи предметов, а также их признаки, качества, функции. На занятиях используются реальные изображения и предметы, подставки для графической артикуляции, пиктограммы. Упражнения и прикладные техники:
- запоминать строчки слов на слух с постепенным увеличением количества слов от 3-5 до 10;
- тренировка зрительной памяти (игры «Что ушло», «Что изменилось»);
- чтение изображений с подписями;
- поиск статей по названию;
- классификация объектов;
- сравнение реальных объектов с нарисованными;
- составление рассказов на основе сюжетных образов и переработка текстов;
- разгадывать кроссворды.
Регулярные занятия с логопедом, проводимые на фоне медикаментозного лечения, позволяют восстановить оптическое изображение различных предметов, пополнить словарный запас предмета и расширить объем памяти слухового языка.
Прогноз и профилактика
Прогноз реабилитации при амнестической афазии зависит от возраста пациента, преморбидного контекста и степени его заинтересованности в восстановлении речевой функции. Обычно на фоне медикаментозной терапии и нейрореабилитации явления агнозии зрительного объекта, амнезии зрительного нерва постепенно регрессируют. Многие пациенты адаптируются к социальной среде и возвращаются к профессиональной деятельности.
Профилактика любых афатических синдромов заключается в минимизации факторов риска: коррекции артериального давления, дислипидемии, гипергликемии. Необходимо придерживаться принципов здорового питания, включать в себя умеренную, но регулярную физическую и познавательную активность.