Моторная алалия — это первичное отсутствие экспрессивного языкового образования, вызванное повреждением мозговых центров в пренатальном или доречевом периоде. Он характеризуется отсутствием или отсутствием устного выражения. Из неречевых симптомов типичны плохая моторика, вялость (реже — гиперактивность) и нарушения HMF. Интеллект, физический слух, структура периферических органов речи и понимание речи не нарушены. Экзамен включает сбор анамнеза, изучение праксиса и артикуляционной моторики, состояния языка. Логопедическая коррекция проводится в несколько этапов: начало речи, формирование словарного запаса, формирование связного выражения и грамматики, улучшение звуко-слоговой структуры.
Общие сведения
Моторная алалия — нейропсихологический синдром, при котором прерываются производственные процессы произнесения речи. В МКБ-10 это соответствует «расстройству экспрессии». Нарушение встречается с частотой 2,7 случая на 1000 детей в возрасте до 7 лет; Большинство моторных алаликов — мальчики. Алалия может проявляться разным уровнем общего языкового недоразвития: от полного отсутствия речевого общения до мелких фонетических и грамматических ошибок.
Синдром может проявляться изолированной моторной формой, но часто при диффузном поражении речевых центров возникает сенсомоторный вариант (или мотосенсорный — в зависимости от преобладающего компонента). Учитывая полисиндромную природу алалии, ее изучение проводится в различных аспектах: с точки зрения практической логопедии, патопсихологии, неврологии, лингвистики.
Двигатель Alalia
Причины
Возникновение патологии связано с очаговым экзогенным органическим поражением головного мозга, а именно двигательных центров речи, расположенных в задней трети нижней лобной извилины и постцентральных отделах коры доминирующего полушария. На ранних этапах онтогенеза формирующиеся структуры мозга чрезвычайно уязвимы для различных воздействий, поэтому их повреждение сопровождается нарушением вербальных и невербальных процессов. По периоду воздействия повреждающего фактора выделяют:
- Пренатальные повреждения. Это группа физических, биологических, химических и метаболических факторов, влияющих на центральную нервную систему плода. К ним относятся вирусные инфекции беременной, вызывающие нарушения головного мозга у ребенка (краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия и др.), Эндокринные заболевания матери (диабет), тяжелый токсикоз беременности, гипоксия плода, иммунологический конфликт по резус-фактору. Физическая и психическая травма беременной женщины, неконтролируемое употребление наркотиков женщиной, курение и употребление алкоголя, радиационное облучение и т.д. Могут негативно повлиять на последующее речевое развитие ребенка.
- Внутриутробные причины. Они действительны на протяжении всего периода рождения. Среди них наиболее опасны внутричерепные родовые травмы и асфиксия новорожденного, приводящие к повреждению центров реализации моторного языка и гибели нейронов. Небольшие кровоизлияния в лобные доли могут вызвать ускоренные схватки, медикаментозную стимуляцию, родоразрешение с помощью акушерских щипцов. Причиной кислородной недостаточности плода во время родов часто бывает преждевременное излияние воды, запутывание пуповины, кесарево сечение.
- Ранние послеродовые патологии. Среди них ЧМТ, менингит и энцефалит, опухоли, локализованные в зоне Брока, соматические заболевания (рахит, недоедание), частые инфекционные заболевания, вызывающие истощение ЦНС. Социальные и психологические условия, в которых находится ребенок, способствуют этиологии алалии: отсутствие речевого общения, эмоциональная депривация, госпитализация.
Выраженность алалии напрямую связана со сроком поражения головного мозга: наиболее тяжелые нарушения речи возникают под воздействием вредных факторов в первом триместре беременности, менее выраженные и избирательные — после рождения. Роль семейного анамнеза в этиологии алалии спорна и поддерживается не всеми логопедами. В большинстве случаев при внимательном изучении истории развития ребенка можно проследить влияние не одного, а целой группы патологических факторов.
Патогенез
Понимание механизмов моторной алалии у исследователей неоднозначно. Все существующие теории делятся на психофизиологические, психологические и психолингвистические.
- Сторонники психофизиологической (сенсомоторной) концепции объясняют языковой дефицит несформированной двигательной связью языка. Основным дефектом они называют нарушение двигательной программы осуществления речевого выражения — кинестетическую или кинетическую апраксию.
- Психологическая концепция рассматривает фундаментальную недоразвитость неязыковых процессов: внимания, памяти, восприятия, из-за чего происходит разобщение между отдельными фазами речевой деятельности — при переходе от программирования высказывания к его моторной реализации.
- Наиболее оправданным с точки зрения сегодняшних представлений является психолингвистический подход и входящие в него лингвистические концепции. По их мнению, в основе патогенеза алалии лежит неразвитость операций внутреннего планирования, выбор фонетических и лексико-грамматических средств, оформление речи высказывания.
Классификация
В его классификациях нашли отражение различные аспекты изучения моторной алалии как системного нарушения речи. Клинический подход к систематизации основан на актуальном аспекте: локализации поражения головного мозга. С учетом этого критерия выделяют два типа выразительной алалии:
- Моторный афферент. Возникает при поражении патологического процесса постцентральной области коры, расположенной в нижней теменной части левого полушария. Эта зона отвечает за кинестетический контроль вокальной программы. При повреждении возникает афферентная орально-артикуляторная апраксия, при которой ребенку трудно находить артикуляционные позы, воспроизводить слова и фразы.
- Моторный эфферент. Это вызвано повреждением центра Брока, премоторных областей коры задне-лобных отделов головного мозга. Обычно здесь осуществляется контроль за коммутацией артикуляционных актов. При эфферентной форме возникает кинетическая апраксия, проявляющаяся затруднениями в выполнении ряда последовательных речевых движений, искажением слогового состава слова.
Лингвистическая классификация алалии основана на выявлении основного типа нарушения языковой системы — первичного или вторичного. По ее словам, существует четыре формы выразительной алалии:
- с основным расстройством по типу артикуляторной апраксии;
- при неразвитости фонематической системы;
- с нарушением фонематического анализа;
- с преимущественным нарушением функции повторения.
Симптомы моторной алалии
Тяжесть недоразвития речи может варьироваться от легких речевых затруднений до отсутствия разговорной речи. В последнем случае моторизованных алаликов иногда называют «не говорящими» или «безмолвными» детьми. Нарушения касаются как фонетико-фонематического, так и лексико-грамматического аспектов.
Первый этап развития протекает с плохой лингвистической реакцией, иногда ребенок вообще не заикается. Первые слова появляются через 3-4 года и более. В процессе общения дети используют примитивные звукоподражания, жесты и заикающиеся слова. Речь полна буквальных парафазий (замены звуков), элизей (пропусков фонем), персевераций (повторения звуков или слогов), загрязнений (сочетания слогов разных слов).
Активный словарный запас скудный, предложения сокращенные, аграмматические. В речи преобладают существительные, отсутствуют предлоги и союзы, практически не употребляются глаголы, наречия и прилагательные. Участники предложения расходятся во мнениях относительно количества, случая, пола и времени. Сложность повторения отдельных звуков, звуковых схем, слов и целого предложения по просьбе взрослого. Операции по подбору и правильному употреблению слов страдают в зависимости от ситуации. Все это затрудняет понимание речи окружающими. Понимание обращенной речи в основном сохраняется, ребенок может выполнять команду или указание.
Помимо проблем с речью, определяется ряд нарушений неврологического и психологического состояния. Моторные алалики обычно малоподвижны, реже импульсивны или уравновешены. Они некритичны из-за отсутствия языка. Их отличает неуклюжесть и неуклюжесть движений, диссонанс. Сильно нарушена мелкая моторика пальцев, мелкие точные действия выполнять сложно. В познавательной сфере выявляются инерция мышления, небольшой объем памяти, нарушения восприятия, нестабильность внимания. Младенцы плаксивы, страдают частыми перепадами настроения, нарушениями сна и аппетита.
Осложнения
Отсутствие выразительной речи, ограниченный круг общения, неразвитость ВМФ резко сдерживают полноценное развитие ребенка. Некоторые алалики выражали языковой негатив, боязнь вступить в контакт с новыми людьми, неспособность общаться со сверстниками. На фоне недостаточной сформированности выразительного языка может развиться интеллектуальная недостаточность, имеющая вторичный характер. В массовой школе детям с алалией сложно овладеть письменными навыками; на этом основании у них часто развиваются различные формы дисграфии и дислексии. При выходе из алалии двигателя возможно заикание речи — заикание.
Диагностика
Обследование не говорящих детей проводят врачи-специалисты (педиатр, детский невролог, детский отоларинголог) и психолого-педагогическая служба (логопед, детский психолог). Цель комплексной диагностики — отличить алалию от других форм мутизма. Диагностическая тактика включает:
- Медицинское обследование. При сборе анамнестических данных уточняются особенности течения беременности и родов у матери, анамнез раннего развития ребенка и перенесенные заболевания. При физикальном обследовании выявляется моторная апраксия, нарушение координации, асимметрия рефлексов, гипер- или гипокинезия. Уже на этом этапе можно определить причины алалии и наметить необходимые инструментальные исследования (ЭЭГ, УЗИ сосудов головного мозга, магнитный резонанс головного мозга).
- Логопедическая диагностика. Он предполагает оценку различных аспектов языка и уровня языкового развития. Для проверки состояния речи используются тестовые задания, позволяющие судить об объеме словарного запаса, формировании грамматического строя, строении слогов, фонетико-фонематических процессах. Обязательно изучается артикуляционная практика, определяется точность движений губ и языка, артикуляционное переключение.
- Психодиагностика. В рамках этого блока проводится изучение эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка. Диагностика построена в игровой форме, что позволяет активно наблюдать и оценивать поведение ребенка в различных ситуациях. Обычно черты психического инфантилизма выявляются у детей-алаликов.
Дифференциальная диагностика
сделать вывод о моторной алалии у не говорящего ребенка можно только в процессе динамического наблюдения, за исключением других форм психоречевого дизонтогенеза. Алалия дифференцируется с отсутствием речи при олигофрении, ДИА, аутизме, анартрии, инфантильной афазии, псевдоалалическом синдроме, глухонемоте и т.д.
Коррекция моторной алалии
Процесс лечения и коррекции имеет разностороннюю направленность. Медицинский аспект включает в себя проведение курсов фармакотерапии, физиотерапии, направленных на компенсацию нарушений головного мозга. Психологическая помощь заключается в коррекции нарушенной HMF, эмоциональной и поведенческой сфер. Оптимально, чтобы педагогическая работа начиналась в раннем возрасте (до 3-4 лет), проводилась систематически и поэтапно в специализированном дошкольном образовательном учреждении. В содержание воздействия логопеда входят:
- Стимулируйте речевую активность. Основные задачи начального периода — развитие мотивационной составляющей, вызов языковых реакций на основе подражания, обогащение словарного запаса. Параллельно ведется работа над навыками диалога. Эти задачи решаются с помощью различных игровых ситуаций. Важно поощрять языковую активность каждого ребенка.
- Формирование фразовой речи. На фоне построения словарного запаса и развития диалогической формы общения возникают предпосылки для появления простого предложения. Постепенно структура предложения усложняется, ведется работа над составлением слога слова, преодолевая грамматику речи. В качестве упражнений используются приемы рефлекторного повторения, запоминания куплетов, построения предложений из картинок, загадок для отгадывания.
- Развитие связной речи. На следующем этапе переходят к формированию монологической речи, развитию навыков внутреннего программирования и формулированию высказывания. Ребенка учат рассказывать, составлять тексты из серии изображений, составлять рассказы на определенную тему. Большое внимание уделяется уточнению грамматических конструкций, развитию коммуникативных навыков.
- Исправление фонетических и фонематических нарушений. Выполняется по традиционным логопедическим методикам. При моторной алалии обязательно уточнять произношение всех фонем, в том числе гласных и звуков раннего онтогенеза. В процессе родов требуется постоянная фиксация внимания ребенка на положении органов артикуляции и кинестетических ощущениях, требуется более длительная и комплексная автоматизация и дифференциация звуков.
Прогноз и профилактика
Эффективность преодоления моторной алалии зависит от сроков начала занятий, их регулярности и профессиональной компетентности логопеда. В случае учета всех аспектов коррекционной работы и комплексного раннего воздействия прогноз по языковому и умственному развитию благоприятный: дети догоняют своих сверстников, они могут успешно учиться в обычной школе. При поздней диагностике синдрома и развитии вторичной умственной отсталости полной компенсации добиться не удается.
Профилактика нарушений речи включает предотвращение вредного воздействия на развивающийся плод, родовых травм и раннего послеродового повреждения головного мозга. Успех исправления любых языковых недостатков во многом зависит от семейной атмосферы, настойчивости родителей в достижении положительных результатов.