Оптическая дисграфия

Дисграфия зрительного нерва — это нарушение письма, вызванное отсутствием формирования зрительных, пространственных и двигательных процессов. Проявляется настойчивыми заменами одинаковых букв при написании, их зеркальным расположением, ошибками в очерчивании отдельных элементов букв (пропусками, дублированием). Диагноз ставится на основании результатов анализа школьных тетрадей ребенка, проверки письменной речи, нейропсихологических тестов. Работа по исправлению дисграфии зрительного нерва включает несколько компонентов: развитие высших зрительных функций, координации движений, дифференцирование смешанных букв.

    Общие сведения

    Дисграфия зрительного нерва — нарушение письменной речи из-за отсутствия устойчивого визуального образа буквы. В общей структуре нарушений письма чистая оптическая дисграфия встречается значительно реже других форм: у 1,3% учащихся младших классов. Ошибки, которые допускает ребенок при письме, не связаны с состоянием устной речи или знанием правил орфографии, а вызваны недоразвитием оптико-пространственных функций. Тот же механизм лежит в основе нарушения зрения при чтении: оптическая дислексия.

    Оптическая дисграфия

    Оптическая дисграфия

    Причины

    Проблема оптической дисграфии возникает при недостаточном развитии зрительно-пространственных ориентировок, координации движений. Это затрудняет усвоение ребенком визуального и графического образа буквы, усложняет начальный этап обучения письму. Факторы, ведущие к минимальной дисфункции мозга, являются предпосылками отсутствия визуальных представлений:

    • отягощенный пренатальный анамнез: внутриутробная гипоксия, воздействие на плод химических веществ (никотин, алкоголь, лекарственные и наркотические вещества), резус-конфликт, анемия и токсикоз беременной;
    • факторы перинатального риска: преждевременные роды, кесарево сечение, внутричерепная родовая травма;
    • послеродовые травмы: нейроинфекция, дистрофия, травма головы, интоксикация.

    Перечисленные опасности губительно действуют на мозговые центры, обеспечивающие визуальную координацию процесса письма. Помимо органических причин в раннем детстве, существенное влияние на развитие ребенка оказывают социальные факторы. Для последующего формирования оптической дисфографии наиболее значимы педагогическая запущенность, недоразвитие мелкой моторики, неблагоприятный микроклимат в семье и госпитализация. Зеркальное письмо распространено среди левшей.

    Патогенез

    Исследователи, изучающие оптическую дисграфию, связывают ее механизм с неспособностью мозга быстро и точно обрабатывать поступающую визуальную информацию. Многочисленные научные наблюдения экспериментально подтвердили отсутствие зрительного восприятия и контроля, несоответствие зрительно-моторной координации.

    Основным патогенетическим звеном в случае оптической дисграфии является неадекватность работы речевого анализатора, из-за чего страдают зрительные дифференциации. Выявлены нарушения в таламусе, влияющие на скорость и качество обработки графических символов. В таких условиях становится сложно сформировать визуально-кинетический узор буквы и целостного образа слова.

    Классификация

    В структуре оптической дисграфии выделяют три подвида, различающиеся механизмом и типом ошибок. Они могут возникать как независимо друг от друга, так и в сочетании друг с другом или с другими формами дисграфии:

    • буквальная дисграфия — неправильное очертание изолированной буквы;
    • вербальная дисграфия — замены и смешение оптически похожих букв в одном слове;
    • зеркальное написание — написание слов слева направо, «отраженное» (повернутое в обратную сторону) изображение букв.

    Ряд авторов-исследователей в области современной логопедии рассматривают двигательную (кинетическую) дисграфию как один из видов оптической дисграфии. Это следствие неподготовленности руки к письму: жесткость, неуклюжесть, невозможность выполнять дифференцированные движения. Это приводит к искажению схемы буквенного мотора.

    Симптомы оптической дисграфии

    Предпосылки к последующему нарушению письма можно отметить даже в дошкольном учреждении. В процессе рисования дети плохо ориентируются на листе бумаги, в масштабе изображают непропорциональные детали. Для них характерны плохая зрительная память, недоразвитие мелкой моторики, неточные представления о цвете и форме предметов. Дети могут перепутать вилку и ложку, маркер и карандаш, левую и правую руку.

    В процессе овладения письмом в начальной школе дети выявляют весьма специфические ошибки, связанные с трудностями усвоения графических символов. Для оптической дисграфии характерны зрительные, моторные, зрительно-пространственные, зрительно-моторные ошибки:

    • замена оптически похожих букв, которые различаются элементами верхнего и нижнего индекса (друг — вокруг, описание границы);
    • замена букв, состоящих из одинаковых элементов, но разных по количеству (молочко — момоко);
    • пропуск элементов при соединении букв в слово или добавлении лишних элементов;
    • написание букв в зеркальном отображении (s, e, e);
    • неправильное расположение элементов букв (т — пп, х — сс);
    • разные размеры букв (микрография и макрография), смешивание строчных и прописных букв;
    • несоблюдение линии линии, наклона букв, интервала между словами (слишком большое или маленькое расстояние).

    Ребенок с дислексией зрительного нерва страдает навыками чтения. Отмечаются неправильное распознавание букв, чтение справа налево, пропуск слов, чтение только половины слова или предложения.

    Осложнения

    Основное последствие любой дисграфии, в том числе и дисграфии зрительного нерва, — это школьная неуспеваемость. В русском языке и литературе ребенка называют «опоздавшим». Мотивация к обучению снижается, и каждый урок в классе и каждое домашнее задание вызывают стресс. Усиливается нежелание посещать школу, формируются невротические реакции, замкнутость, агрессия. Могут возникнуть конфликты с учителями.

    Диагностика

    Оптическая дисграфия диагностируется школьным логопедом. Желательно, чтобы специалист имел навыки нейропсихологического обследования. На первом этапе письменные работы студентов анализируются с целью выявления типичных дисграфических ошибок. Дальнейший алгоритм предполагает:

    • Ищите невербальные функции. При оптической дисграфии необходима оценка зрительных функций, зрительно-пространственного гнозиса и координации движений. Ребенку предлагается максимально точно воспроизвести рисунок по образцу, уточнить недостающие части целого, выявить «шумные» изображения, найти тень от предмета. Изучал кинестетическую и динамическую практику, конструктивную деятельность.
    • Изучение письма. Включает действия по копированию букв, слогов, предложений, печатного и рукописного текста. В рамках диагностики выполняются слуховые диктанты, высказывания, анализируется самостоятельное письмо студента.
    • Исследование навыков чтения. Ребенку предлагается прочитать текст вслух, ответить на вопросы логопеда и повторить. На этом этапе внимание уделяется методу, беглости, правильному чтению, пониманию прочитанного.

    Все тесты, представленные на оптическую дисграфию, выявляют слабую зрительную и кинестетическую память, плохую пространственную ориентацию и инерцию моторных стереотипов. Дифференциальная диагностика проводится с другими видами дисграфии: акустической, артикуляционно-акустической, аграмматической, на основании нарушения аналитико-синтетической лингвистической деятельности, дисфографии

    Коррекция оптической дисграфии

    Логопедические занятия по преодолению оптической формы дисграфии носят мультимодальный характер. При этом чрезвычайно важно взаимодействие логопеда, учителя начальной школы и родителей. Корректирующая работа включает в себя следующие направления:

    • Развитие зрительных функций (гностических, мнестических). Ведутся работы по расширению объема зрительной памяти, уточнению цвета и формы объекта. Ребенка учат распознавать предметы по контуру, выделять перекрывающиеся изображения. В дальнейшем упор делается на распознавание и различение похожих букв, на соотнесение изображения буквы с предметами.
    • Формирование пространственных представлений. У детей с дисграфией зрительного нерва необходимо развивать пространственную ориентацию в окружающей среде, на своем теле, на листе тетради. В рамках этого направления работают над разграничением понятий «лево-право», «верх-низ», «перед-зад». Анализируйте взаимное расположение предметов, букв, цифр.
    • Развитие графомоторных навыков. На начальном этапе выполняются упражнения для пальцев, самомассаж и массаж рук, ладоней и суджок-терапия. Для подготовки кисти к письму пригодятся игры с мелкими предметами, моделирование, растушевка, поглаживание по контуру и трафарету, сбор мозаик и строителей. Затем переходим к графическим диктантам, практикуясь в написании буквальных элементов.
    • Формирование буквенного гнозиса. В рамках этого направления решается задача различения букв, имеющих сходство по оптическим и кинетическим характеристикам. Ученики практикуют составлять буквы, складывать буквы из отдельных элементов, узнавать их на ощупь и т.д. Тест на корректуру Бурдона доказал свою эффективность.

    На заключительном этапе устанавливаются связи между звуком и его графическим символом. Для тренировки используются различные письменные упражнения. Желательно научить ребенка писать, сначала говоря вслух, а затем «про себя».

    Прогноз и профилактика

    Эффективность устранения дисграфии зрительного нерва зависит от сложности подхода с учетом всех механизмов нарушения. При правильно построенной логопедической работе, когда ребенок переходит от начального соединения к второстепенному, ошибки исчезают или их количество значительно сокращается.

    Профилактику дисграфии зрительного нерва следует начинать задолго до начала занятий в школе. Он заключается в развитии у дошкольников зрительного восприятия, пространственной ориентации и моторики. Для выявления детей с риском развития дисграфии зрительного нерва перед поступлением в школу необходимо проконсультироваться с логопедом.