Заикание у детей — это нарушение темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися припадками в артикуляционной, голосовой или респираторной части речевого тракта. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на определенных звуках, их многократным и непроизвольным повторением, сопровождающими движениями, каламбурами, логофобией и вегетативными реакциями. Детей с заиканием необходимо обследовать у невролога, логопеда, психолога, психиатра. Коррекция заикания у детей включает оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, FTL, психотерапия) и систему логопедических занятий.
Общие сведения
Заикание у детей — непроизвольные остановки, заикание при устной речи, возникающие в результате судорожного состояния речевых мышц. Согласно научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Помимо речевых кризов, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, что в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других — с органическим поражением центральной нервной системы. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто языковую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний в области логопедии, неврологии, психологии.
Заикание у детей
Причины заикания
Предрасполагающие причины
Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и продуктивные. К предрасполагающим (основным) причинам относятся:
- Наследственная предрасположенность. Чаще всего определяется врожденной слабостью голосового аппарата.
- Невропатическая конституция ребенка. У детей с заиканием часто наблюдается ночное недержание мочи, ночные страхи, повышенная тревожность и уязвимость.
- Внутриутробное поражение ЦНС. Перинатальное поражение головного мозга у младенцев может быть связано с токсикозом беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией во время родов, родовой травмой и т.д.
Более подвержены заиканию дети, которые физически ослаблены, с недостаточно развитым чувством ритма, общей моторикой, мимикой и артикуляцией. Наблюдаемый в последние годы рост числа случаев заикания напрямую связан с быстрым внедрением видеоигр и различных компьютерных технологий в повседневную жизнь, которые дают огромный поток аудиовизуальной информации о хрупкой нервной системе детей.
Производящие причины
Процессы созревания коры больших полушарий, формирование функциональной асимметрии активности головного мозга в основном завершаются к 5 годам, поэтому действие любого чрезмерного раздражителя по силе или продолжительности может привести к коллапсу нервозности и заиканию в дети. Такими крайними раздражителями (или ответственными причинами) заикания у детей могут быть:
- тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, корь, коклюш, сыпной тиф и др.);
- Травма головы;
- гипотрофия;
- рахит;
- интоксикация;
- кратковременное психическое потрясение или длительная травма психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, страх, чрезмерная радость; во втором — затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания и т д.
Имитация заикания, раннее изучение иностранного языка, перегрузка сложным речевым материалом и переквалификация левшей могут привести к заиканию у детей. В литературе указывается на связь заикания у детей-левшей с другими нарушениями речи (дислалия, тахиллия, дизартрия, ринолалия). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне алалии или моторной афазии.
Классификация
В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожного заикания, у детей различают 2 формы заикания:
- невротический (логоневроз). Невротическое заикание у детей — функциональное расстройство;
- похоже на невроз. Заикание, подобное неврозу, связано с органическим поражением нервной системы.
По степени выраженности речевого криза различают легкое, среднее и тяжелое заикание у детей. Выраженность заикания может быть разной у одного и того же ребенка в разных ситуациях:
- Легкое заикание у детей характеризуется судорожным заиканием только при спонтанной речи; симптомы едва заметны и не мешают голосовой связи.
- При средней степени выраженности заикание встречается в монологической и диалогической речи.
- При сильном заикании у детей речевые судороги бывают частыми и продолжительными; заикание встречается во всех типах речи, включая сопряженную и рефлексную; появляются сопутствующие движения и эмбофразия. В самых крайних случаях заикание делает речь и общение практически невозможными.
В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:
- волнистые (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не проходит);
- постоянный (заикание имеет относительно устойчивый характер)
- рецидивирующий (заикание повторяется после периода речевого благополучия).
Симптомы заикания у детей
Основные симптомы заикания у детей включают в себя речевые судороги, физиологические и дыхательные нарушения речи, сопутствующие движения, речевые трюки и логофобию.
При заикании заикание возникает у детей, когда они пытаются начать речь или непосредственно в процессе разговора. Они вызваны судорогами (непроизвольными сокращениями) речевых мышц. По своему характеру речевые приступы могут быть тоническими и клоническими. Тонические речевые спазмы связаны с резким повышением мышечного тонуса губ, языка, щек, что сопровождается невозможностью артикулировать и паузой в речи (например, «т — рава»).
Клонические речевые припадки характеризуются повторяющимися сокращениями речевых мышц, приводящими к повторению отдельных звуков или слогов (например, «тт-трава»). У детей с заиканием могут быть тонико-клонические или клонотонические судороги. На месте происшествия речевые приступы могут быть артикуляторными, вокальными (фоновыми), респираторными и смешанными.
Дыхание при заикании нерегулярное, поверхностное, грудное или ключичное; отмечается дисгармония дыхания и артикуляции: дети начинают говорить на вдохе или после полного выдоха.
Речь детей с заиканием часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями: сокращениями мимических мышц, отечностью крыльев носа, морганием, покачиванием туловища и т.д. При заикании часто используются так называемые двигательные и речевые приемы, чтобы скрыть заикание (улыбка, зевание, кашель и т.д.). К вокальным трюкам относятся эмболия (использование ненужных звуков и слов — «ну», «это», «там», «здесь»), изменение высоты тона, темпа, ритма, речи, голоса и т.д.
Затруднения в речевом общении вызывают у детей с заиканием логофобию (боязнь говорить вообще) или звукофобию (боязнь издавать определенные звуки). В свою очередь, навязчивые мысли о заикании способствуют еще большему обострению речевых проблем у детей.
Заикание у детей часто сопровождается различными вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией, лабильностью артериального давления, покраснением или бледностью кожи, которые усиливаются во время речевых судорог.
Невротическое заикание
В основе невротического заикания у детей лежат сильные травматические переживания, поэтому нарушение речи возникает внезапно, практически мгновенно. При этом родители, как правило, точно указывают время начала заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в возрасте 2-6 лет, то есть на момент развития расстройства у детей имеется развернутая фразовая речь.
У детей с невротическим заиканием наблюдается снижение речевой активности, выраженная логофобия и фиксация на сложных звуках; Преобладают дыхательно-голосовые судороги. Звуковое произношение, как правило, нарушено, однако лексико-грамматическая сторона развивается нормально (есть ФФН). Младенцы часто сопровождают свою речь надуванием крыльев носа и сопровождением движений. Течение невротического заикания у детей носит волнообразный характер; нарушения речи спровоцированы травматическими ситуациями.
Неврозоподобное заикание
В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения центральной нервной системы в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, нарушение развивается постепенно, постепенно. Нет явной связи с внешними обстоятельствами; родителям сложно определить причину заикания у детей. Заикание, подобное неврозу, у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3–4 лет, то есть в период формирования фразовой речи.
У детей обычно повышается языковая активность, при этом они не являются основополагающими для их дефекта. Речевое заикание в основном вызвано артикуляционными припадками; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; искажено произношение звука, нарушена лексико-грамматическая часть речи (имеет место ОНП). У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: движения неуклюжие, скованные, стереотипные.
Характеризуется ленивой мимикой, плохим почерком; часто встречаются дисграфия, дислексия и дискалькулия. Заикание, подобное неврозу, у детей относительно постоянно; Нарушение речи может быть вызвано переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической слабостью. Неврологическое обследование выявляет множественные признаки поражения ЦНС; по данным ЭЭГ — повышенная судорожная активность.
Диагностика
Обследование детей с заиканием проводят логопед, педиатр, детский невролог, детский психолог, детский психиатр. Для всех специалистов важную роль играет изучение анамнеза, наследственной отягощенности, сведения о первом психологе и двигательном развитии детей, выяснение обстоятельств и момента начала заикания. Для выявления органических поражений центральной нервной системы невролог назначает ЭЭГ, реоэнцефалографию, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга.
При диагностическом обследовании речи у детей с заиканием определяется локализация, форма, частота речевых приступов; оцениваются характеристики времени речи, дыхания, голоса; выявляются сопутствующие двигательные и речевые нарушения, логофобия; выясняется отношение ребенка к своему дефекту. Для заикающихся обязательно проверка произношения звука, фонематического слуха, лексической и грамматической стороны речи.
Заключение логопеда должно отражать форму и степень заикания у детей; характер припадков; сопутствующие нарушения речи. Дифференциальный диагноз заикания у детей следует ставить с тахилией, спотыканием, дизартрией.
Коррекция заикания у детей
В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса — устранение или ослабление языковых кризисов и связанных с ними расстройств; укрепление центральной нервной системы, влияние на личность и поведение заикания.
Область лечебно-оздоровительных работ включает общеукрепляющие процедуры (гидротерапия, физиотерапия, массаж, физиотерапия), рациональную и суггестивную психотерапию. Собственно логопедическая работа при заикании у детей организована поэтапно.
- Подготовительный этап. На предварительном этапе создается бережливый режим, доброжелательная атмосфера, ограничивается языковая активность, демонстрируются образцы правильной речи.
- Фаза обучения. Ведется работа по овладению детьми различными формами речи: сопряженно-рефлекторной, шепотной, ритмической, вопросительно-ответной и др. на уроках полезно использовать различные формы ручной работы (лепка, рисование, рисование, игры). В конце этого этапа уроки переносятся из кабинета логопеда в группу, в класс, в общественные места, где дети закрепляют свои навыки свободы слова.
- Заключительный этап. На завершающем этапе проводится автоматизация правильной речи и навыков поведения в различных ситуациях и речевых действиях.
В процессе работы большое внимание уделяется развитию основных компонентов речи (фонетика, лексика, грамматика), вокальной подачи, просодии. Важную роль в коррекции заикания у детей играют логоритмические упражнения, логопедический массаж, дыхательная и суставная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате.
Для коррекции заикания у детей предложено множество методик автора (Н.А. Чевелева, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Г.А. Волкова, А.В. Ястребова, Л.З. Арутюнян и др.).
Прогноз и профилактика
При правильной организации лечебно-оздоровительного труда заикание у большинства детей полностью исчезает. Рецидивы заикания возможны в школьном возрасте и в период полового созревания. Наиболее устойчивые результаты наблюдаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем дольше вы испытываете заикание, тем неопределеннее прогноз.
Для профилактики заикания у детей важно иметь благоприятное течение беременности, позаботиться о физическом и психическом благополучии ребенка, его речевом развитии и подборе учебных и развлекательных материалов в соответствии с возрастом. Чтобы не допустить повторения заикания у детей, необходимо на этапе коррекционной работы соблюдать все рекомендации логопеда и в последующем создать ребенку благоприятные условия для гармоничного развития.