Заикание у детей

Заикание у детей — это нарушение темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися припадками в артикуляционной, голосовой или респираторной части речевого тракта. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на определенных звуках, их многократным и непроизвольным повторением, сопровождающими движениями, каламбурами, логофобией и вегетативными реакциями. Детей с заиканием необходимо обследовать у невролога, логопеда, психолога, психиатра. Коррекция заикания у детей включает оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, FTL, психотерапия) и систему логопедических занятий.

    Общие сведения

    Заикание у детей — непроизвольные остановки, заикание при устной речи, возникающие в результате судорожного состояния речевых мышц. Согласно научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Помимо речевых кризов, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, что в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других — с органическим поражением центральной нервной системы. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто языковую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний в области логопедии, неврологии, психологии.

    Заикание у детей

    Заикание у детей

    Причины заикания

    Предрасполагающие причины

    Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и продуктивные. К предрасполагающим (основным) причинам относятся:

    • Наследственная предрасположенность. Чаще всего определяется врожденной слабостью голосового аппарата.
    • Невропатическая конституция ребенка. У детей с заиканием часто наблюдается ночное недержание мочи, ночные страхи, повышенная тревожность и уязвимость.
    • Внутриутробное поражение ЦНС. Перинатальное поражение головного мозга у младенцев может быть связано с токсикозом беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией во время родов, родовой травмой и т.д.

    Более подвержены заиканию дети, которые физически ослаблены, с недостаточно развитым чувством ритма, общей моторикой, мимикой и артикуляцией. Наблюдаемый в последние годы рост числа случаев заикания напрямую связан с быстрым внедрением видеоигр и различных компьютерных технологий в повседневную жизнь, которые дают огромный поток аудиовизуальной информации о хрупкой нервной системе детей.

    Производящие причины

    Процессы созревания коры больших полушарий, формирование функциональной асимметрии активности головного мозга в основном завершаются к 5 годам, поэтому действие любого чрезмерного раздражителя по силе или продолжительности может привести к коллапсу нервозности и заиканию в дети. Такими крайними раздражителями (или ответственными причинами) заикания у детей могут быть:

    • тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, корь, коклюш, сыпной тиф и др.);
    • Травма головы;
    • гипотрофия;
    • рахит;
    • интоксикация;
    • кратковременное психическое потрясение или длительная травма психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, страх, чрезмерная радость; во втором — затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания и т д.

    Имитация заикания, раннее изучение иностранного языка, перегрузка сложным речевым материалом и переквалификация левшей могут привести к заиканию у детей. В литературе указывается на связь заикания у детей-левшей с другими нарушениями речи (дислалия, тахиллия, дизартрия, ринолалия). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне алалии или моторной афазии.

    Классификация

    В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожного заикания, у детей различают 2 формы заикания:

    • невротический (логоневроз). Невротическое заикание у детей — функциональное расстройство;
    • похоже на невроз. Заикание, подобное неврозу, связано с органическим поражением нервной системы.

    По степени выраженности речевого криза различают легкое, среднее и тяжелое заикание у детей. Выраженность заикания может быть разной у одного и того же ребенка в разных ситуациях:

    1. Легкое заикание у детей характеризуется судорожным заиканием только при спонтанной речи; симптомы едва заметны и не мешают голосовой связи.
    2. При средней степени выраженности заикание встречается в монологической и диалогической речи.
    3. При сильном заикании у детей речевые судороги бывают частыми и продолжительными; заикание встречается во всех типах речи, включая сопряженную и рефлексную; появляются сопутствующие движения и эмбофразия. В самых крайних случаях заикание делает речь и общение практически невозможными.

    В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:

    • волнистые (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не проходит);
    • постоянный (заикание имеет относительно устойчивый характер)
    • рецидивирующий (заикание повторяется после периода речевого благополучия).

    Симптомы заикания у детей

    Основные симптомы заикания у детей включают в себя речевые судороги, физиологические и дыхательные нарушения речи, сопутствующие движения, речевые трюки и логофобию.

    При заикании заикание возникает у детей, когда они пытаются начать речь или непосредственно в процессе разговора. Они вызваны судорогами (непроизвольными сокращениями) речевых мышц. По своему характеру речевые приступы могут быть тоническими и клоническими. Тонические речевые спазмы связаны с резким повышением мышечного тонуса губ, языка, щек, что сопровождается невозможностью артикулировать и паузой в речи (например, «т — рава»).

    Клонические речевые припадки характеризуются повторяющимися сокращениями речевых мышц, приводящими к повторению отдельных звуков или слогов (например, «тт-трава»). У детей с заиканием могут быть тонико-клонические или клонотонические судороги. На месте происшествия речевые приступы могут быть артикуляторными, вокальными (фоновыми), респираторными и смешанными.

    Дыхание при заикании нерегулярное, поверхностное, грудное или ключичное; отмечается дисгармония дыхания и артикуляции: дети начинают говорить на вдохе или после полного выдоха.

    Речь детей с заиканием часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями: сокращениями мимических мышц, отечностью крыльев носа, морганием, покачиванием туловища и т.д. При заикании часто используются так называемые двигательные и речевые приемы, чтобы скрыть заикание (улыбка, зевание, кашель и т.д.). К вокальным трюкам относятся эмболия (использование ненужных звуков и слов — «ну», «это», «там», «здесь»), изменение высоты тона, темпа, ритма, речи, голоса и т.д.

    Затруднения в речевом общении вызывают у детей с заиканием логофобию (боязнь говорить вообще) или звукофобию (боязнь издавать определенные звуки). В свою очередь, навязчивые мысли о заикании способствуют еще большему обострению речевых проблем у детей.

    Заикание у детей часто сопровождается различными вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией, лабильностью артериального давления, покраснением или бледностью кожи, которые усиливаются во время речевых судорог.

    Невротическое заикание

    В основе невротического заикания у детей лежат сильные травматические переживания, поэтому нарушение речи возникает внезапно, практически мгновенно. При этом родители, как правило, точно указывают время начала заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в возрасте 2-6 лет, то есть на момент развития расстройства у детей имеется развернутая фразовая речь.

    У детей с невротическим заиканием наблюдается снижение речевой активности, выраженная логофобия и фиксация на сложных звуках; Преобладают дыхательно-голосовые судороги. Звуковое произношение, как правило, нарушено, однако лексико-грамматическая сторона развивается нормально (есть ФФН). Младенцы часто сопровождают свою речь надуванием крыльев носа и сопровождением движений. Течение невротического заикания у детей носит волнообразный характер; нарушения речи спровоцированы травматическими ситуациями.

    Неврозоподобное заикание

    В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения центральной нервной системы в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, нарушение развивается постепенно, постепенно. Нет явной связи с внешними обстоятельствами; родителям сложно определить причину заикания у детей. Заикание, подобное неврозу, у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3–4 лет, то есть в период формирования фразовой речи.

    У детей обычно повышается языковая активность, при этом они не являются основополагающими для их дефекта. Речевое заикание в основном вызвано артикуляционными припадками; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; искажено произношение звука, нарушена лексико-грамматическая часть речи (имеет место ОНП). У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: движения неуклюжие, скованные, стереотипные.

    Характеризуется ленивой мимикой, плохим почерком; часто встречаются дисграфия, дислексия и дискалькулия. Заикание, подобное неврозу, у детей относительно постоянно; Нарушение речи может быть вызвано переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической слабостью. Неврологическое обследование выявляет множественные признаки поражения ЦНС; по данным ЭЭГ — повышенная судорожная активность.

    Диагностика

    Обследование детей с заиканием проводят логопед, педиатр, детский невролог, детский психолог, детский психиатр. Для всех специалистов важную роль играет изучение анамнеза, наследственной отягощенности, сведения о первом психологе и двигательном развитии детей, выяснение обстоятельств и момента начала заикания. Для выявления органических поражений центральной нервной системы невролог назначает ЭЭГ, реоэнцефалографию, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга.

    При диагностическом обследовании речи у детей с заиканием определяется локализация, форма, частота речевых приступов; оцениваются характеристики времени речи, дыхания, голоса; выявляются сопутствующие двигательные и речевые нарушения, логофобия; выясняется отношение ребенка к своему дефекту. Для заикающихся обязательно проверка произношения звука, фонематического слуха, лексической и грамматической стороны речи.

    Заключение логопеда должно отражать форму и степень заикания у детей; характер припадков; сопутствующие нарушения речи. Дифференциальный диагноз заикания у детей следует ставить с тахилией, спотыканием, дизартрией.

    Коррекция заикания у детей

    В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса — устранение или ослабление языковых кризисов и связанных с ними расстройств; укрепление центральной нервной системы, влияние на личность и поведение заикания.

    Область лечебно-оздоровительных работ включает общеукрепляющие процедуры (гидротерапия, физиотерапия, массаж, физиотерапия), рациональную и суггестивную психотерапию. Собственно логопедическая работа при заикании у детей организована поэтапно.

    1. Подготовительный этап. На предварительном этапе создается бережливый режим, доброжелательная атмосфера, ограничивается языковая активность, демонстрируются образцы правильной речи.
    2. Фаза обучения. Ведется работа по овладению детьми различными формами речи: сопряженно-рефлекторной, шепотной, ритмической, вопросительно-ответной и др. на уроках полезно использовать различные формы ручной работы (лепка, рисование, рисование, игры). В конце этого этапа уроки переносятся из кабинета логопеда в группу, в класс, в общественные места, где дети закрепляют свои навыки свободы слова.
    3. Заключительный этап. На завершающем этапе проводится автоматизация правильной речи и навыков поведения в различных ситуациях и речевых действиях.

    В процессе работы большое внимание уделяется развитию основных компонентов речи (фонетика, лексика, грамматика), вокальной подачи, просодии. Важную роль в коррекции заикания у детей играют логоритмические упражнения, логопедический массаж, дыхательная и суставная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате.

    Для коррекции заикания у детей предложено множество методик автора (Н.А. Чевелева, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Г.А. Волкова, А.В. Ястребова, Л.З. Арутюнян и др.).

    Прогноз и профилактика

    При правильной организации лечебно-оздоровительного труда заикание у большинства детей полностью исчезает. Рецидивы заикания возможны в школьном возрасте и в период полового созревания. Наиболее устойчивые результаты наблюдаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем дольше вы испытываете заикание, тем неопределеннее прогноз.

    Для профилактики заикания у детей важно иметь благоприятное течение беременности, позаботиться о физическом и психическом благополучии ребенка, его речевом развитии и подборе учебных и развлекательных материалов в соответствии с возрастом. Чтобы не допустить повторения заикания у детей, необходимо на этапе коррекционной работы соблюдать все рекомендации логопеда и в последующем создать ребенку благоприятные условия для гармоничного развития.