Дефект смягчения — это постоянная и регулярно повторяющаяся замена мягких согласных соответствующими жесткими парами и наоборот. Дефекты размягчения и твердости чаще встречаются в структуре возрастной блокады языка, дислалии, дизартрии и тугоухости. В ходе диагностики исследуется состояние слуха, строение и подвижность артикуляционной системы, звукообразование и слуховая дифференциация. Специфика логопедической работы зависит от типа и причины дефекта, в том числе от развития основной артикуляционной структуры, развития фонематических процессов и развития дифференциации между жесткими и мягкими вариантами фонем.
- Возрастные дефекты речи
- Дислалия
- Дизартрия
- Потеря слуха
- Подготовка органов сочленения
- Исправление фонематических процессов
- Разработайте правильные модели артикуляции
- Лечебные процедуры
Классификация
Дефекты твердости и мягкости могут охватывать любую пару звуков, различающихся по этой характеристике. Отсутствие произношения звука может влиять на все фонемы речи (общие) или только на некоторые (частичные). По своему механизму нарушения твердости / мягкости бывают фонетико-фонематическими (с нарушением артикуляции и слухового восприятия) или чисто фонематическими (с нарушением слуховой дифференциации):
- Замена мягких согласных на твердые. Возникает при недостаточном сгибании и сближении задней части языка с нёбом, а также при потере слуха и несформированном фонематическом слухе (фонетико-фонематический дефект).
- Замена жестких согласных на мягкие. Палатализация возникает из-за чрезмерного напряжения и чрезмерного приподнимания центральной части спинки языка (фонетико-фонематический дефект).
- Смешивание жестких и мягких фонем. Подразумевает правильное и неправильное употребление пар звуков в зависимости от их положения в слове. Встречается у детей с проблемами слуха и неразвитой слуховой дифференциацией (фонематический дефект).
К развитию дефекта смягчения предрасполагают отсутствие у ребенка формирования фонематических процессов и кинестезии речи, снижение физического слуха, нарушения строения органов артикуляции и изменение тонуса артикуляционных мышц. По своим психолого-педагогическим характеристикам такие дети относятся к группе FFN или OHR.
Причины
Возрастные несовершенства речи
Смягчение (палатализация) согласных или замена мягких фонем твердыми считается нормальным явлением при физиологической дислалии. Все дети в своем речевом развитии проходят стадию возрастного языкового блока из-за недостаточной сформированности движений органов артикуляции и фонематического слуха. Чаще встречается смягченное произношение, но возможно и отсутствие жесткости. К 4,5-5 годам по мере улучшения фонетико-фонематических процессов дефекты звукового произношения исчезают.
Дислалия
Дефекты размягчения и твердости характерны для функциональных (акустико-фонематических, артикуляторно-фонематических) и механических дислалий. Непосредственными производственными факторами являются:
- отсутствие формирования акустической дифференциации;
- слабость язычных мышц;
- готическое небо.
При неоправданной палатализации согласных детская речь превращается в «шепелявку»: «мотыги» вместо «тапочки», «дёмик» вместо «дома». При отсутствии смягчения речь теряет мягкость, длину, мелодичность. Ребенок говорит «тота» вместо «тётя», «лублу» вместо «любовь». При дислалии часто встречаются комбинированные полиморфные нарушения звукового произношения, например, сигматизм + ротаксизм + дефект смягчения.
Дизартрия
При дизартрии дефект мягкости или твердости может быть следствием повышенного тонуса (спастичности) или пареза языка, гиперкинеза. В то же время высокий мышечный тонус средней трети спинки языка вызывает смягчение жестких согласных (псевдобульбарная дизартрия) и паретизм и вялость — исчезновение палатализации (бульбарная дизартрия). Подобные нарушения наблюдаются и при стертой дизартрии мозжечка.
Тугоухость
Снижение биологического слуха — врожденная или ранняя потеря слуха у детей — затрудняет восприятие речи других людей и слуховой контроль над собственным звуком. У детей с проблемами слуха дефект затухания часто сочетается с дефектом голоса, сигматизмом, ротаксизмом, паразигматизмом. Отметим однообразие и гнусность голоса.
Совместная гимнастика
Диагностика
Логопедическая диагностика должна решать следующие задачи: выяснить причину дефекта смягчения и определить круг сопутствующих речевых нарушений, которые необходимо исправить. Учитывая предполагаемые этиофакторы, ребенку может потребоваться консультация детского невролога, ортодонта, отоларинголога. План расследования включает:
- Исследование состояния слуха. Первичная диагностическая информация получается путем осмотра камертона слуха и записи аудиограммы. Для определения причин потери слуха информативной может быть компьютерная томография височных костей.
- Неврологическое обследование. Для определения формы и степени тяжести неврологического расстройства назначается электрофизиологическая диагностика: ЭЭГ, электронейромиография. Для выявления очаговых поражений применяется нейровизуализационная диагностика — магнитно-резонансная томография головного мозга.
- Диагностика устной речи. Во время консультативного приема логопед-дефектолог исследует строение артикуляционной системы, подвижность губ и языка, способность удерживать и изменять артикуляционные паттерны. Изучено звуковое произношение, умение различать фонемы на слух. Выявлены все имеющиеся языковые недостатки, составлен план работы корректирующей логопедии.
Коррекция
На письме неизбежно отражаются дефекты твердости и мягкости. В школе у детей с подобными неисправленными проблемами диагностируется дисграфия слуха. Поэтому занятия логопедом нужно начинать в более позднем дошкольном возрасте. Индивидуальный путь зависит от типа нарушения.
Подготовка органов артикуляции
Если палатализация согласных происходит из-за высокого мышечного тонуса задней части языка, работу следует начинать со снятия напряжения его мускулов. На первом этапе расслабляющий массаж языка с акцентом на центральную часть, артикуляционная гимнастика (упражнения «Шпатель», «Накажи плохой язык», «Жуй грушу» — медицинский шприц «Жуй» №1, поглаживание язык с губами) выполняется).
При размягчении и слабости мышц языка наоборот усилия логопеда должны быть направлены на активизацию язычных мышц. Прибегают к активизирующим массажам и упражнениям логопеда («Скольжение», «Катушка», прикусывая язык зубами). В обоих случаях основное внимание уделяется развитию мягкой моторики и речевого дыхания.
Коррекция фонематических процессов
Ребенку объясняется разница между твердыми и мягкими согласными, проигрываются основные отличительные признаки звуков. Упражнения используются для различения квазиомонимов, для демонстрации профилей артикуляции, для работы с парными изображениями для смешанных звуков. На этом этапе важно развить у ребенка визуальный и кинестетический контроль.
Выработка правильных артикуляционных укладов
Для производства звуков используются методы имитации и объяснения, механический метод. Разные авторы предлагают разную последовательность обработки звука в случае дефекта смягчения. Самая распространенная схема: переднеязычная, губно-зубная, губная, хрипящая, звонкая. При этом дифференциация непалатализованных и палатализованных согласных осуществляется как на слух, так и по произношению.
Медицинские процедуры
Медсанчасть подключается при нарушении иннервации. Включает медикаментозную терапию, физиотерапию, рефлексотерапию, физиотерапию, гидротерапию. Детям с проблемами слуха показаны слуховые аппараты для правильной коррекции фонетико-фонематических дефектов и правильного развития речи.