Логофобия (глоссофобия) — это патологический страх публичных выступлений. Сопровождает течение заикания, молчания, дислалии, иногда проявляется в рамках социофобии. При логофобии возникает постоянный страх речевых кризисов, страх быть высмеянным окружающими, болезненная фиксация на дефекте речи, в результате чего пациенты избегают ситуаций общения. Боязнь речи выявляется при наблюдении, беседе, заполнении голосовых анкет. Лечение логофобии осуществляется посредством когнитивно-поведенческой терапии, языковой подготовки, овладения техниками релаксации, коррекции логопедии.
- Заикание
- Мутизм
- Дефекты дикции
- Боязнь общества
- Неприятный запах изо рта
- Медицинская реабилитация
- Психокоррекция
- Логопедическая коррекция
Классификация
Логофобия — это фобическое расстройство. Это может быть выражено в разных вариантах:
- звуковая фобия — боязнь произнести определенные «трудные» звуки;
- вербофобия — боязнь произнести определенные трудные слова;
- лалофобия — боязнь заикания в речи, связанная с заиканием;
- пейрафобия — боязнь выступать на сцене перед большой аудиторией.
В своем развитии логофобия проходит три стадии:
- Сначала страх возникает непосредственно в процессе устной речи, он более выражен в особо волнующих ситуациях.
- На втором этапе логофобия возникает уже на этапе планирования речи, до начала разговора.
- На третьем этапе страх перед языком появляется при мысли о необходимости разговора, речи или при вспоминании негативного языкового опыта.
Причины логофобии
Заикание
В большей степени логофобия выражается невротическим заиканием, в меньшей степени — неврозом. В присутствии родственников и известных людей страх говорить может отсутствовать, однако в окружении посторонних, в незнакомой обстановке ситуация выходит из-под контроля. Логофобия может усиливаться при разговоре по телефону, общении с человеком противоположного пола, сверстниками или взрослыми.
Невроз речи выражается в навязчивом страхе развития судорожной нерешительности при произнесении звука, слова, фразы, предложения. Беспокойство и беспокойство растут из-за боязни публичных насмешек. Тревожное ожидание — это фактор, который еще больше ограничивает голосовые, артикуляционные и дыхательные мышцы. Поэтому с началом речи судорожная неуверенность усиливается. В этом состоянии заикающийся говорит не то, что он задумал, а то, что ему легче сказать. Иногда человек замолкает, перестает отвечать на вопросы, замыкается на себе.
В результате логофобии пациент со временем начинает избегать устного вербального контакта, старается больше общаться письменно. Постоянные затруднения в разговоре вызывают развитие невротических реакций. Иногда результатом боязни речи становится негодование, злость, чрезмерная агрессия.
Мутизм
Логофобия может быть настолько серьезной, что в определенных ситуациях человек предпочитает вообще не говорить. Развивается избирательный мутизм (избирательный.
Пациент перестает общаться с людьми, которые вызывают у него негативные эмоции, беспокойство, страх: не разговаривает с ними, не отвечает на вопросы. При этом сохраняется вербальный контакт с другими людьми, понимание речи не нарушается, письмо в норме. Иногда логофобия проявляется тишиной в строго определенных местах (детский сад, школа, секция), где больному некомфортно.
Дефекты дикции
Искаженное и ненормальное произношение звуков часто вызывает логофобию у подростков и взрослых. Осознание своего недостатка (шепелявость, шепелявость), ярко выраженного национального акцента или местного диалекта (оканья, геканья) в правильной среде может вызвать нежелание вступать в словесный контакт, отказ от общения, односложные ответы.
Окружающих можно считать высокомерием, демонстративным поведением, но на самом деле за этим скрывается смущение, страх оказаться «не таким, как все», стать объектом насмешек и подражания. При разговоре люди с дефектами речи стараются избегать трудных звуков или произносить их спокойно, в ускоренном темпе, желая быстро «поскользнуться», чтобы сделать свою проблему незаметной для окружающих.
Социофобия
Эта форма логофобии не связана с нарушениями речи и психическими расстройствами. Страх публичных выступлений может скрывать детские страхи, критику со стороны родителей и учителей, негативный опыт предыдущих публичных выступлений, закончившихся неудачей.
В этом случае проявления логофобии — это пересыхание в горле при попытке начать речь, затруднение дыхания. Человек не может произнести ни одного слова («он молчит, как будто проглотил язык», «он потерял дар речи»), так как ожидает очередного сбоя в общении.
Если все же можно выступить с речью, то она полна заикания, оговорок, паразитических слов, необоснованных пауз. Предложения произносятся фрагментарно, логика и последовательность излагаемых мыслей нарушаются, голос срывается, ритм ускоряется или замедляется. Артикуляция и дикция путаются. Разговор или презентация заканчиваются разочарованием как для самого говорящего, так и для его слушателей.
Признаками речевого беспокойства также являются тремор рук, тремор ног, учащенное сердцебиение, тошнота, потливость. Отмечаются головные боли, чувство напряжения и боли в шее. Общее психологическое состояние характеризуется депрессией, депрессивным состоянием, заниженной самооценкой, неуверенностью в себе. Внешне люди, страдающие логофобией, замкнуты, молчаливы, бесконтактны. При этом внутренне они очень горят желанием общаться, однако из-за своих страхов боятся преодолеть этот барьер.
Логофобия
Галитоз
Логофобия может быть вызвана неприятным зловонным запахом изо рта, который ощущает сам говорящий. Неприятный запах изо рта затрудняет общение с близкими людьми, заставляет избегать различных проявлений чувств (поцелуев, дружеских объятий), интимных контактов.
В компании человек, страдающий галитозом, боится говорить, предпочитает хранить молчание, выражая свое мнение мимикой и жестами. Постоянно необходимо использовать спреи и ополаскиватели для полости рта, но они устраняют неприятный запах лишь на короткое время, не решая проблемы неприятного запаха изо рта и логофобии.
Осложнения
При логофобии существует опасность аддиктивного поведения. «Для мужества» и «раскрепощения» перед началом устной речи человек может принять алкоголь или наркотики. В других случаях перед публичным выступлением возникает необходимость в определенных навязчивых ритуалах, которые со временем переходят в обсессивно-компульсивный синдром. Следствием логофобии может стать отказ от посещения общественных мест, отказ от профессии или престижного рабочего места, добровольная самоизоляция.
Диагностика
Диагностическая тактика направлена на выявление причины логофобного синдрома, определение степени тяжести расстройства и условий, которые способствуют этому. В первую очередь к диагностике привлекаются психотерапевты и логопеды, а при необходимости — клинические специалисты. На практике используются следующие методы:
- Наблюдение и беседа. При осмотре сбоку диагност фиксирует наличие дефектов речи, затруднения речи в определенных условиях, сопутствующие проявления логофобии (вегетативные симптомы, психологические особенности). В ходе беседы испытуемого спрашивают, при каких обстоятельствах и с кем сложнее установить устный контакт.
- Голосовые анкеты. Дополнительным диагностическим инструментом являются методы тестирования (авторы Л. Миссуловин, Р. Эриксон). Специальные тесты помогают выявить у пациента наличие логофобии, определить выраженность переживаний по поводу его речи, степень фиксации на речевой проблеме.
- Диагностика устной речи. Логопед исследует состояние фонетических, фонетико-фонематических аспектов речи, просодических компонентов, темпоритмических характеристик. На основании этого делается вывод о наличии первичного дефекта речи (заикание, дислалия).
Некоторым пациентам с логофобией также может потребоваться неврологическое обследование (ЭЭГ, МРТ головного мозга), стоматологическая диагностика (осмотр ротовой полости, рентгеновский снимок зубов), обследование желудочно-кишечного тракта (гастроскопия, УЗИ брюшной полости), верхних дыхательных путей (ЛОР-эндоскопия).
Лечение
Медицинская реабилитация
Логофобию невозможно устранить, не устранив ее причину. Поскольку боязнь речи относится к категории фобических расстройств, в основе лечения лежат медицинские меры. При необходимости проводится курс медикаментозной терапии с помощью антидепрессантов, транквилизаторов, нейролептиков. Назначаются общесанитарные процедуры, снижающие возбудимость нервной системы:
- физиотерапия (электросон, электрофорез);
- общие ванны (хвойные, углекислый, кислородный);
- физиотерапия;
- различные виды массажа (шейно-шейный, нейроседативный).
Психокоррекция
Психотерапевтическая помощь направлена на снижение тревожности, преодоление языковых трудностей, овладение техниками релаксации. Психокоррекция проводится долго, иногда требуется больше года, чтобы преодолеть свои страхи и научиться контролировать себя. При логофобии успешно применяются следующие методы:
- психотерапия (рациональная, когнитивно-поведенческая, игровая);
- аутогенное образование;
- нейро-лингвистическое программирование;
- гипнотерапия;
- БОС-терапия.
Логофобия 1
Логопедическая коррекция
Логопедическая помощь нужна пациентам с косноязычным, заиканием. Цель уроков дислалии — наладить правильное произношение звука с последующей автоматизацией приобретенных навыков. Для подготовки органов речи выполняются упражнения на суставы, проводится логопедический массаж. Произведение считается завершенным после того, как все сложные звуки точно произнесены, введены в речь и свободно используются во всех ситуациях общения.
Задача корректирующих упражнений на заикание — без раздумий развить и закрепить новый языковой навык. В кабинете логопеда отрабатывается техника беглой речи, проводится логопедический массаж, дыхательно-вокальная гимнастика, ритмическая логопедия. Хороший эффект дает аудиотерапия по методике Томатиса.
Для развития коммуникативных функций и преодоления логофобии организуются языковые курсы. Речевые и эмоциональные нагрузки постепенно усложняются. Отработка навыка «говорить без страха» осуществляется в различных ситуациях и обстоятельствах: в школе, в магазине, на улице, при знакомстве с незнакомыми людьми.
обязательно отметить положительную динамику лечения, похвалить пациента, вселить уверенность в его силах и умении говорить. Даже после окончания всего курса терапии пациенту, страдающему логофобией, необходимо самостоятельно продолжить самообучение и обучение речи, при необходимости проконсультироваться со специалистами.