Логофобия

Логофобия (глоссофобия) — это патологический страх публичных выступлений. Сопровождает течение заикания, молчания, дислалии, иногда проявляется в рамках социофобии. При логофобии возникает постоянный страх речевых кризисов, страх быть высмеянным окружающими, болезненная фиксация на дефекте речи, в результате чего пациенты избегают ситуаций общения. Боязнь речи выявляется при наблюдении, беседе, заполнении голосовых анкет. Лечение логофобии осуществляется посредством когнитивно-поведенческой терапии, языковой подготовки, овладения техниками релаксации, коррекции логопедии.

  • Причины логофобии
    • Заикание
    • Мутизм
    • Дефекты дикции
    • Боязнь общества
    • Неприятный запах изо рта
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Уход
    • Медицинская реабилитация
    • Психокоррекция
    • Логопедическая коррекция
  • Цены на лечение
    • Классификация

      Логофобия — это фобическое расстройство. Это может быть выражено в разных вариантах:

      • звуковая фобия — боязнь произнести определенные «трудные» звуки;
      • вербофобия — боязнь произнести определенные трудные слова;
      • лалофобия — боязнь заикания в речи, связанная с заиканием;
      • пейрафобия — боязнь выступать на сцене перед большой аудиторией.

      В своем развитии логофобия проходит три стадии:

      1. Сначала страх возникает непосредственно в процессе устной речи, он более выражен в особо волнующих ситуациях.
      2. На втором этапе логофобия возникает уже на этапе планирования речи, до начала разговора.
      3. На третьем этапе страх перед языком появляется при мысли о необходимости разговора, речи или при вспоминании негативного языкового опыта.

      Причины логофобии

      Заикание

      В большей степени логофобия выражается невротическим заиканием, в меньшей степени — неврозом. В присутствии родственников и известных людей страх говорить может отсутствовать, однако в окружении посторонних, в незнакомой обстановке ситуация выходит из-под контроля. Логофобия может усиливаться при разговоре по телефону, общении с человеком противоположного пола, сверстниками или взрослыми.

      Невроз речи выражается в навязчивом страхе развития судорожной нерешительности при произнесении звука, слова, фразы, предложения. Беспокойство и беспокойство растут из-за боязни публичных насмешек. Тревожное ожидание — это фактор, который еще больше ограничивает голосовые, артикуляционные и дыхательные мышцы. Поэтому с началом речи судорожная неуверенность усиливается. В этом состоянии заикающийся говорит не то, что он задумал, а то, что ему легче сказать. Иногда человек замолкает, перестает отвечать на вопросы, замыкается на себе.

      В результате логофобии пациент со временем начинает избегать устного вербального контакта, старается больше общаться письменно. Постоянные затруднения в разговоре вызывают развитие невротических реакций. Иногда результатом боязни речи становится негодование, злость, чрезмерная агрессия.

      Мутизм

      Логофобия может быть настолько серьезной, что в определенных ситуациях человек предпочитает вообще не говорить. Развивается избирательный мутизм (избирательный.

      Пациент перестает общаться с людьми, которые вызывают у него негативные эмоции, беспокойство, страх: не разговаривает с ними, не отвечает на вопросы. При этом сохраняется вербальный контакт с другими людьми, понимание речи не нарушается, письмо в норме. Иногда логофобия проявляется тишиной в строго определенных местах (детский сад, школа, секция), где больному некомфортно.

      Дефекты дикции

      Искаженное и ненормальное произношение звуков часто вызывает логофобию у подростков и взрослых. Осознание своего недостатка (шепелявость, шепелявость), ярко выраженного национального акцента или местного диалекта (оканья, геканья) в правильной среде может вызвать нежелание вступать в словесный контакт, отказ от общения, односложные ответы.

      Окружающих можно считать высокомерием, демонстративным поведением, но на самом деле за этим скрывается смущение, страх оказаться «не таким, как все», стать объектом насмешек и подражания. При разговоре люди с дефектами речи стараются избегать трудных звуков или произносить их спокойно, в ускоренном темпе, желая быстро «поскользнуться», чтобы сделать свою проблему незаметной для окружающих.

      Социофобия

      Эта форма логофобии не связана с нарушениями речи и психическими расстройствами. Страх публичных выступлений может скрывать детские страхи, критику со стороны родителей и учителей, негативный опыт предыдущих публичных выступлений, закончившихся неудачей.

      В этом случае проявления логофобии — это пересыхание в горле при попытке начать речь, затруднение дыхания. Человек не может произнести ни одного слова («он молчит, как будто проглотил язык», «он потерял дар речи»), так как ожидает очередного сбоя в общении.

      Если все же можно выступить с речью, то она полна заикания, оговорок, паразитических слов, необоснованных пауз. Предложения произносятся фрагментарно, логика и последовательность излагаемых мыслей нарушаются, голос срывается, ритм ускоряется или замедляется. Артикуляция и дикция путаются. Разговор или презентация заканчиваются разочарованием как для самого говорящего, так и для его слушателей.

      Признаками речевого беспокойства также являются тремор рук, тремор ног, учащенное сердцебиение, тошнота, потливость. Отмечаются головные боли, чувство напряжения и боли в шее. Общее психологическое состояние характеризуется депрессией, депрессивным состоянием, заниженной самооценкой, неуверенностью в себе. Внешне люди, страдающие логофобией, замкнуты, молчаливы, бесконтактны. При этом внутренне они очень горят желанием общаться, однако из-за своих страхов боятся преодолеть этот барьер.

      Логофобия

      Логофобия

      Галитоз

      Логофобия может быть вызвана неприятным зловонным запахом изо рта, который ощущает сам говорящий. Неприятный запах изо рта затрудняет общение с близкими людьми, заставляет избегать различных проявлений чувств (поцелуев, дружеских объятий), интимных контактов.

      В компании человек, страдающий галитозом, боится говорить, предпочитает хранить молчание, выражая свое мнение мимикой и жестами. Постоянно необходимо использовать спреи и ополаскиватели для полости рта, но они устраняют неприятный запах лишь на короткое время, не решая проблемы неприятного запаха изо рта и логофобии.

      Осложнения

      При логофобии существует опасность аддиктивного поведения. «Для мужества» и «раскрепощения» перед началом устной речи человек может принять алкоголь или наркотики. В других случаях перед публичным выступлением возникает необходимость в определенных навязчивых ритуалах, которые со временем переходят в обсессивно-компульсивный синдром. Следствием логофобии может стать отказ от посещения общественных мест, отказ от профессии или престижного рабочего места, добровольная самоизоляция.

      Диагностика

      Диагностическая тактика направлена ​​на выявление причины логофобного синдрома, определение степени тяжести расстройства и условий, которые способствуют этому. В первую очередь к диагностике привлекаются психотерапевты и логопеды, а при необходимости — клинические специалисты. На практике используются следующие методы:

      • Наблюдение и беседа. При осмотре сбоку диагност фиксирует наличие дефектов речи, затруднения речи в определенных условиях, сопутствующие проявления логофобии (вегетативные симптомы, психологические особенности). В ходе беседы испытуемого спрашивают, при каких обстоятельствах и с кем сложнее установить устный контакт.
      • Голосовые анкеты. Дополнительным диагностическим инструментом являются методы тестирования (авторы Л. Миссуловин, Р. Эриксон). Специальные тесты помогают выявить у пациента наличие логофобии, определить выраженность переживаний по поводу его речи, степень фиксации на речевой проблеме.
      • Диагностика устной речи. Логопед исследует состояние фонетических, фонетико-фонематических аспектов речи, просодических компонентов, темпоритмических характеристик. На основании этого делается вывод о наличии первичного дефекта речи (заикание, дислалия).

      Некоторым пациентам с логофобией также может потребоваться неврологическое обследование (ЭЭГ, МРТ головного мозга), стоматологическая диагностика (осмотр ротовой полости, рентгеновский снимок зубов), обследование желудочно-кишечного тракта (гастроскопия, УЗИ брюшной полости), верхних дыхательных путей (ЛОР-эндоскопия).

      Лечение

      Медицинская реабилитация

      Логофобию невозможно устранить, не устранив ее причину. Поскольку боязнь речи относится к категории фобических расстройств, в основе лечения лежат медицинские меры. При необходимости проводится курс медикаментозной терапии с помощью антидепрессантов, транквилизаторов, нейролептиков. Назначаются общесанитарные процедуры, снижающие возбудимость нервной системы:

      • физиотерапия (электросон, электрофорез);
      • общие ванны (хвойные, углекислый, кислородный);
      • физиотерапия;
      • различные виды массажа (шейно-шейный, нейроседативный).

      Психокоррекция

      Психотерапевтическая помощь направлена ​​на снижение тревожности, преодоление языковых трудностей, овладение техниками релаксации. Психокоррекция проводится долго, иногда требуется больше года, чтобы преодолеть свои страхи и научиться контролировать себя. При логофобии успешно применяются следующие методы:

      • психотерапия (рациональная, когнитивно-поведенческая, игровая);
      • аутогенное образование;
      • нейро-лингвистическое программирование;
      • гипнотерапия;
      • БОС-терапия.

      Логофобия

      Логофобия 1

      Логопедическая коррекция

      Логопедическая помощь нужна пациентам с косноязычным, заиканием. Цель уроков дислалии — наладить правильное произношение звука с последующей автоматизацией приобретенных навыков. Для подготовки органов речи выполняются упражнения на суставы, проводится логопедический массаж. Произведение считается завершенным после того, как все сложные звуки точно произнесены, введены в речь и свободно используются во всех ситуациях общения.

      Задача корректирующих упражнений на заикание — без раздумий развить и закрепить новый языковой навык. В кабинете логопеда отрабатывается техника беглой речи, проводится логопедический массаж, дыхательно-вокальная гимнастика, ритмическая логопедия. Хороший эффект дает аудиотерапия по методике Томатиса.

      Для развития коммуникативных функций и преодоления логофобии организуются языковые курсы. Речевые и эмоциональные нагрузки постепенно усложняются. Отработка навыка «говорить без страха» осуществляется в различных ситуациях и обстоятельствах: в школе, в магазине, на улице, при знакомстве с незнакомыми людьми.

      обязательно отметить положительную динамику лечения, похвалить пациента, вселить уверенность в его силах и умении говорить. Даже после окончания всего курса терапии пациенту, страдающему логофобией, необходимо самостоятельно продолжить самообучение и обучение речи, при необходимости проконсультироваться со специалистами.