Нарушение понимания речи

Нарушение понимания речи встречается при ряде различных речевых и психоневрологических синдромов: алалии, афазии, аутизме, олигофрении, слабоумие и др. для него характерно отсутствие адекватной реакции на слышимую речь, невозможность выполнять инструкции, повышенное утомление внимания. Иногда понимание частично нарушается. Ваша речевая продукция может быть нетронутой или отсутствовать. Для установления причин расстройства привлекаются неврологические, аудиологические, нейропсихологические, логопеды. Лечение проводится в рамках выявленного синдрома.

  • Потеря слуха
  • Аутизм
  • Синдром Ландау-Клеффнера
  • Алалия
  • Афазии
  • Семантическая дислексия
  • Психическая задержка
  • Слабоумие
  • Диагностика
  • Исправление
    • Здравоохранение
    • Нейропсихологическая поддержка
    • Логопедическая коррекция
  • Цены на лечение
    • Причины нарушения понимания речи

      Синдром Маугли

      Понимание обращенной речи отсутствует у детей, не имеющих опыта человеческого общения — так называемых «детей Маугли». Речевое развитие ребенка носит подражательный характер, основанный на звуках, которые он слышит вокруг, и на суставах, которые он наблюдает у других. Если ребенок с раннего детства был изолирован в замкнутом пространстве или вырос среди животных и никогда не слышал человеческого языка, то он не может воспринимать слова и адекватно реагировать на них. Помимо нарушения понимания, детям с синдромом Маугли также не хватает собственного языка.

      Тугоухость

      Непонимание языка наблюдается у детей, глухих от рождения или недоношенных. Они даже не воспринимают неголосовые звуки. Знание окружающего мира ограничено, в результате чего вторично развивается интеллектуальный дефицит, возникают трудности в обучении. Иногда они могут иметь доступ к ритмическому рисунку слова, к определенным интонациям. Глухие дети не разговаривают и не понимают окружающих.

      Аутизм

      Тяжесть нарушений восприимчивого языка варьируется в зависимости от различных форм аутизма. Наихудший уровень слухового восприятия демонстрируют люди с низкофункциональным аутизмом, лучший — с высокофункциональным аутизмом, синдромом Аспергера.

      В целом понимание речи людям с расстройствами аутистического спектра доступно, но часто непроизвольно, избирательно. Особенность мышления при аутизме такова, что ребенок реагирует только на те темы, которые вызывают у него эмоции и повышенный интерес. Дети с аутизмом не обращают внимания на другую вербальную информацию, не реагируют на имя или просьбу. При этом хорошо воспринимаются интонации и жесты.

      Синдром Ландау-Клеффнера

      Заболевание характеризуется снижением языковых навыков в возрасте 3-7 лет. Во-первых, теряется понимание речи, а значит, и возможность самостоятельного выражения. Регресс речевой функции происходит внезапно и быстро, примерно в течение шести месяцев. При синдроме Ландау-Клеффнера нарушение рецептивной стороны речи сочетается с припадками. Невербальный интеллект относительно сохранен: пациенты сохраняют способность заботиться о себе и ручной труд.

      Алалия

      Сенсорная алалия развивается при перинатальном поражении области слуха (центр Вернике). Ребенок с сенсорной алалией воспринимает чужую речь как фоновый шум, лишенный всякого смысла. Он не различает невербальные и устные звуки на слух, у него нет связи между звуковой оболочкой слова и обозначаемым им объектом. Чтобы облегчить понимание, дети «читают с лица».

      В легких случаях доступно понимание отдельных слов и повседневных инструкций, в тяжелых случаях отмечается полное невосприятие вербальной информации. Физический слух не нарушен, язык активный, интеллект в основном сохранен. При сенсомоторной алалии дети не только не понимают словесного общения, но и сами не говорят.

      Нарушение понимания речи

      Нарушение понимания речи

      Афазии

      Нарушение восприятия речи при различных формах синдрома утомления имеет свои особенности. В одних случаях наблюдается полное непонимание каких-либо словесных выражений, в других — трудности частичные, выборочные. Нарушения понимания речи встречаются при следующих формах афазии:

      • Акустико-гностический. Слуховое восприятие крайне ограничено и практически невозможно вне ситуации, без использования собеседником мимики, жестов и интонационной выразительности. Пациенты не следуют устным инструкциям или делают это с ошибками.
      • Семантический. Главный недостаток этого типа афазии — впечатляющий аграмматизм, то есть неспособность понимать сложные языковые паттерны, отражающие временные, причинные и пространственные отношения.
      • Акустико-мнестический. Больные, как правило, без труда воспринимают короткие голосовые высказывания. Нарушение понимания происходит при представлении подробных инструкций, длинных речевых строк. Это связано со слабостью акустических следов, неспособностью пациента сохранить в памяти объемную информацию, воспринимаемую ухом.
      • Динамический. Восприятие разговорной речи неполное из-за персеверации, повышенного утомления внимания и рассеянности.
      • Всего. Глобальная афазия влияет как на производство, так и на восприятие языка. Часто сохраняется только ситуативное понимание, абстрактные темы недоступны для понимания и понимания пациента.
      • Первичный прогрессивный. Нарушение понимания речи характерно для смысловой и комбинированной форм ППА. В основном это касается редко используемых слов, чтения текстов.

      При моторной афазии (афферентной, эфферентной) рецептивная речь нарушается только при тяжелых формах расстройства. При этом ситуативные и бытовые высказывания доступны для понимания пациентов, трудности возникают только при восприятии сложных логико-грамматических структур. Афазии чаще всего являются следствием инсультов, черепно-мозговых травм, нейродегенеративных заболеваний.

      Семантическая дислексия

      Учащиеся с семантической дислексией демонстрируют трудности с пониманием письменной речи. Обладая удовлетворительной техникой чтения и отсутствием проблем с произношением, дислектики не могут понять смысл прочитанного. Им сложно пересказывать текст, отвечать на поставленные вопросы, писать эссе на литературные произведения. Чтение механическое, не информативное.

      Умственная отсталость

      При врожденной олигофрении отмечается системное недоразвитие языка: недостаток словарного запаса, плохая грамматика, нарушение произношения. Есть трудности с анализом речевого потока, доходящего до ребенка. Уровень нарушения разборчивости речи зависит от степени SV.

      В самой тяжелой его форме — идиотии — восприятие голосовой информации практически недоступно. При умеренном идиотизме возможно относительное понимание мимики, жестов, элементарного языка, распознавания лиц и голосов близких.

      У слабоумных людей понимание ограничивается рядом определенных бытовых тем, носит специфический ситуационный характер. Новая информация воспринимается и понимается с трудом. Глупцы не понимают смысла многих слов, причинно-следственных связей и т.д.

      При слабости понимание речи носит бытовой характер. Большинству пациентов удается поддерживать диалог по повседневным вопросам, но абстрактное и логическое мышление затруднено. Понимание идиом, фразеологизмов, метафор, юмора недоступно.

      Приобретенное слабоумие

      Деменция возникает в клинике многих заболеваний: болезни Альцгеймера, церебрального атеросклероза, болезни Пика, нейроинфекций, у детей — синдрома Геллера и др. дслабление интеллекта сопровождается нарушением всех ППЧ, в том числе речи. В тяжелых стадиях речевая активность заметно снижается или отсутствует, исчезает реакция на лечение. В целом нарушения речи при глубокой деменции соответствуют тотальной афазии.

      Диагностика

      Пациентам с нарушениями экспрессивной речи необходима комплексная неврологическая, аудиологическая, логопедическая, психологическая и психиатрическая диагностика, консультация профильных специалистов:

      • Неврологическое обследование. На приеме у невролога определяются перинатальные факторы риска, особенно раннее развитие детей; У всех пациентов определяется текущий неврологический статус. Для понимания этиологии нарушения речи назначают инструментальную диагностику: МРТ головного мозга, МРТ артериография головного мозга, ЭЭГ, УЗИ сосудов головы и шеи.
      • Исследование слуховой функции. Для исключения потери слуха, как основного фактора непонимания речи, исследуются акустические ВП, аудиограмма, измерение акустического импеданса, компьютерная томография височных костей. Наряду с осмотром отоларинголога проводится консультация сурдолога.
      • Нейропсихологические тесты. Он предполагает изучение высших психических функций (память, восприятие, мышление), слуховой памяти языка. В ходе диагностики уделяется внимание состоянию различных видов гнозисов и практик. Сделайте заключение о когнитивных способностях пациента.
      • Логопедический экзамен. Анализируя функцию речи, логопед проводит углубленное изучение внушительной речи. Оцените понимание пациентом ситуативных и неситуационных проблем, словесных указаний, сложных предложных предложений. Изучите фонематическое восприятие, умение многозначительно читать и выразительную речь.
      • Консультация психиатра. Необходимо оценить психическое состояние пациента, исключить врожденные формы МРТ, приобретенную деменцию, РАС. Используемые методы: беседа, наблюдение, патолого-психологические исследования, нейротест.

      Нарушение понимания речи

      Логотерапия

      Коррекция

      Медицинская помощь

      Лечебная тактика зависит от этиологии нарушения речи. При органических поражениях головного мозга требуется медикаментозная терапия нейропротекторами, нейропептидами, витаминами, корректорами мозгового кровообращения. Используются физические методы реабилитации: физиотерапия (дарсоноценка, электрофорез, магнитотерапия), корректирующая гимнастика, механотерапия.

      Пациентам с деменцией назначается фармакотерапия психиатром. Чаще всего для коррекции психических расстройств используются ноотропы, антидепрессанты, антиоксиданты, ингибиторы холинэстеразы, нейролептики.

      Пациентам с врожденной тугоухостью могут быть рекомендованы различные виды восстановления слуха: электроакустическая коррекция (подбор слухового аппарата), кохлеарный имплант. В дальнейшем для развития понимания речи и активного выражения пациентам потребуются занятия с глухим учителем.

      Нейропсихологическое сопровождение

      Методы нейропсихологической коррекции используются в комплексной терапии алалии, афазии, умственной отсталости и аутистических расстройств. В рамках когнитивной реабилитации ведется работа по развитию HMF, сенсомоторная коррекция предполагает формирование паттерна тела, пространственных представлений, невербального выражения своих потребностей и т.д. Используются различные методы: нейрогимнастика, упражнения на межполушарное взаимодействие, стимуляция мозжечка, песочная терапия, различные виды сенсорной интеграции. При аутизме рекомендуется терапия ABA.

      Логопедическая коррекция

      Важную роль в коррекции нарушений понимания речи играют занятия логопедом, направленные на активизацию слухового восприятия. Основные направления логопедии:

      • развитие восприятия невербальных звуков (распознавание звуков природы, голосов животных, музыкальных инструментов, бытовых шумов);
      • закрепление образного объекта слова (выражение слова, отображение обозначенного им объекта и его написание);
      • работа над пониманием ситуативной речи (утвердительные и отрицательные ответы, усвоение коротких устных инструкций);
      • развитие фонематических процессов (дифференциация фонем, анализ звуковых букв);
      • работать над смысловой стороной речи (обрабатывать понимание внелитературных задач, сложных предложений и грамматических предложений, развивать осмысленное умение читать).

      Положительный эффект на восстановление понимания речи было отмечено использованием пальчиковых игр, мнемоники, тренировки слуха по методике Томатиса. У детей с РАС выбор может быть сделан в пользу развития вербального или альтернативного общения (с помощью жестов, карточек PECS).