Расплывчатая речь — это плохо разборчивая речь из-за нечеткой артикуляции. Может возникнуть при алкогольной интоксикации, опухолях головного мозга, нейродегенеративных процессах, дизартрии, ринолалии, тугоухости, использовании неподходящих протезов, вывихе челюсти. Для диагностики этиофакторов спутанной речи проводится неврологическое, логопедическое, ЛОР и стоматологическое обследование. С целью восстановления функции речи проводится этиотропное и патогенетическое лечение основной патологии, проводятся занятия корректирующей логопедией.
- Медицинский этап
- Логопедический этап
Причины невнятной речи
Дизартрия
Сам термин «дизартрия» переводится как «нарушение артикулированного произношения». Спутанная речь отмечается при большинстве типов дизартрийных расстройств: псевдобульбарной, бульбарной, экстрапирамидной, мозжечковой дизартрии. Причина нарушения моторики речи — поражение черепных нервов, иннервирующих артикуляционную систему. Дизартрия может развиваться при следующих нозологиях:
- детский церебральный паралич;
- болезнь Паркинсона;
- удары;
- черепно-мозговая травма;
- нейроинфекции;
- опухоли головного мозга;
- печеночная энцефалопатия и др.
Из-за неточной артикуляции, плохой разборчивости для окружающих устная речь дизартрии характеризуется метафорой «каша во рту». Существенно искажается произношение практически всех групп звуков: как гласных, так и согласных. В результате гиперсаливации появляются характерные хлюпающие тона, снижающие разборчивость произношения.
Наряду с фонетикой затрагивается и просодия языка. Слабый, сухой, прерывистый, хриплый голос с гнусавым оттенком. Речь монотонная, медленная, отсутствует интонационная выразительность и эмоциональная окраска высказывания. Дыхание поверхностное, аритмичное, речевой выдох ослаблен. Все это затрудняет понимание произнесения речи.
Качество речи ухудшается пропорционально степени тяжести и распространенности пареза и паралича ротовой, голосовой и дыхательной мускулатуры. С учетом степени недостаточности иннервации спутанная речь может варьироваться от легкой «нечеткой» со стертой дизартрией до спутанной речи и даже ее полного отсутствия — анартрии — в тяжелых формах.
Ринолалия
При открытой ринолалии устная речь крайне нечеткая. Это связано с полным искажением звукового образа слова. Губы в суставе практически не участвуют, язык втянут глубоко в полость рта, кончик языка не может образовать настоящую арку с резцами и альвеолами. Храп, щелчки, шипение и свист смешиваются со звуками речи.
Отмечается чрезмерное напряжение мимических мышц в момент фонации. Голос задушенный, немодулированный. Из-за выхода воздуха через нос возникает гиперназальная тень. Произношение становится нечетким, неразборчивым.
Вывих нижней челюсти
При переднем вывихе височно-нижнечелюстного сустава рот пациента приоткрыт, подбородок выдвинут вперед. Попытки закрыть челюсти очень болезненны. Вы замечаете, что текут слюни. Речь пациента затруднена или невозможна, поэтому он пытается объясниться с помощью жестов.
Однако в случае заднего вывиха нижней челюсти открывание рта ограничено. Подбородок отодвигается назад, язык уходит глубоко в рот, между противоположными зубами контакта нет. Из-за невозможности пошевелить челюстями слово путается.
Адентия
Заболевания суставов могут быть вызваны отсутствием некоторых или всех зубов. В первую очередь нарушается четкость произношения фронтальных звуков. При адентии речь становится шепелявшей, нечеткой. Дикция больше всего страдает при отсутствии зубов на обеих челюстях.
Адентия
Состояние после зубопротезирования
Дефекты, нечеткость языка могут быть отмечены у стоматологических пациентов в фазе адаптации к зубным протезам: мостовидным, съемным, поддерживаемым имплантатами. Обычно этот период составляет от 10 до 30 дней, индивидуальная его продолжительность зависит от физиологических и психологических особенностей пациента, качества изготавливаемых ортопедических конструкций.
Фаза адаптации характеризуется ощущением протеза как инородного тела, повышенным слюноотделением, снижением жевательной способности, рвотой и напряжением суставных мышц. Возникают речевые нарушения, дополнительные нюансы (раздавливание, свист), общая нечеткость и неразборчивость речи.
Тугоухость
Глухие от рождения и рано развившиеся пациенты страдают тяжелыми нарушениями речи. При потере слуха нарушается как понимание речи, так и произношение. Структура слова искажена из-за потери звуков и целых слогов, сближения сустава, невозможности осуществлять слуховой контроль. Невнятность речи выражается в ее однообразии, глухоте, безмолвии, большом количестве аграмматизмов.
Паратонзиллярный абсцесс
Пациенты с абсцессной стадией при флегмонозной ангине жалуются на повышение температуры тела, стреляющую боль при глотании слюны, питья воды и еды, затруднение открывания рта, слюнотечение. Воспалительная опухоль распространяется на мягкое небо, небные дуги и язычок, в результате чего нарушается подвижность суставных органов. Из-за выраженного отека в полости рта и тризма челюстей речь сбивается, а голос становится гнусавым. После вскрытия абсцесса все симптомы постепенно проходят.
Алкогольное опьянение
Неразделимость, неразборчивость речи характерна для людей в состоянии алкогольного опьянения. При незначительной степени опьянения больше нарушается смысловая сторона высказывания: речь становится пустой, примитивной, запутанной.
При сильной алкогольной интоксикации затрудняется артикуляция губных и переднеязычных звуков. Человек искажает слова, неправильно ставит ударение, «глотает» звуки и слоги. Снижается скорость речи, появляется заикание и повторение слов. Запутанная речь исчезает, когда вы трезвеете.
Диагностика
Тактика диагностического обследования зависит от предполагаемых причин спутанности речи. Алгоритм состоит из медико-педагогических аспектов: первый позволяет провести нозологическую диагностику, второй — установить основной механизм и степень нарушения речи:
- Неврологическая диагностика. Он показан пациентам с дизартрией. МРТ головного мозга проводится для просмотра очаговых поражений головного мозга. Для оценки степени выраженности паралича и пареза суставных мышц используются электрофизиологические исследования: ЭНГ, ЭМГ.
- Стоматологическое обследование. Востребован людям с адентией, вывихом челюсти, некачественными протезами. Диагностика может включать рентген ВНЧС, ортопантомографию, КТ челюстей. Для изготовления протезов делаются оттиски, выражаются диагностические шаблоны.
- Сурдологическое обследование. Если спутанная речь связана с потерей слуха, проводится аудиограмма, отоакустическая эмиссия, запись слуховых ВП. Пациента консультирует сурдолог с результатами исследования.
- Осмотр глотки. Во время фарингоскопии паратонзиллярный абсцесс выглядит как глобулярное колеблющееся образование. Слизистая оболочка гиперемирована, через нее на месте наиболее крупного набухшего может проступить гной. Иногда в дифференциальных целях проводят пробную пункцию абсцесса.
- Логопедический экзамен. Оценка состояния устной речи необходима при дизартрии, ринолалии. Логопед выявляет трудности артикуляции, дефекты звукового произношения (замены, искажения, пропуски), грамматики, определяет связность и разборчивость речи.
Курсы логопедии
Лечение
Медицинский этап
Содержание лечения зависит от основной патологии, вызвавшей спутанность речи. Используются как терапевтические, так и хирургические подходы, реабилитационные и восстановительные мероприятия:
- Неврологическое лечение. Нейрохирургия необходима пациентам с опухолями головного мозга, гематомами и переломами черепа. При сосудистых и нейродегенеративных патологиях проводится длительная (часто пожизненная) медикаментозная терапия. По показаниям проводится нейропсихологическая коррекция.
- Стоматологическое лечение. Показан при дефектах челюстно-лицевой области, ортопедических проблемах. Выполняется первичное протезирование зубов или сборка ранее установленных протезов, зубных имплантатов. При травматическом смещении суставных поверхностей вывих височно-нижнечелюстного сустава уменьшается. Детям с расщелиной лица проводится хирургическое лечение: хейлопластика, уранопластика.
- Аудиологическое лечение. После установления типа и степени потери слуха выбирается оптимальный способ слухового аппарата. При нейросенсорной тугоухости ребенку необходим слуховой аппарат, при значительной тугоухости (потеря слуха IV степени, глухота) — кохлеарный имплант.
- Лечение ЛОР патологии. При флегмонозной ангине назначают антибактериальную терапию, полоскание горла антисептиками, физиотерапию поднижнечелюстной области. Когда паратонзиллярный абсцесс созревает, его вскрывают хирургическим путем.
- Медицинская реабилитация. Это важнейший компонент комплексной терапии. Включает уроки физиотерапии, механотерапии, кинезитерапии, массажа. В некоторых случаях пациентам требуется сенсорная психостимуляция, подбор индивидуальных ортопедических приспособлений, медицинская и социальная поддержка.
Логопедический этап
Содержание занятий логопедом и используемые методы различаются в зависимости от структуры дефекта речи. Однако во всех случаях для преодоления запутанной речи необходимо развивать артикуляторную моторику, улучшать навыки произношения. С этой целью в практике логопедии используются следующие методы:
- дыхательная и артикуляционная гимнастика;
- логопедический массаж;
- миофункциональная коррекция;
- логопедическая лента;
- нервно-мышечная стимуляция с помощью аппарата VocaStim.
В рамках реабилитации речи после слуховых аппаратов показаны занятия с глухим преподавателем. Людям с зубными протезами рекомендуется во время периода адаптации больше говорить, читать и считать вслух медленно, а также практиковаться в произношении «сложных» звуков и звуковых комбинаций. При систематической практике спутанная речь постепенно уменьшается, во многих случаях получается четкое и понятное произношение.