Ротацизм (взрыв) — неправильное произношение звуков [Р-Р ′], не соответствующее фонетическим нормам русского языка. Наблюдается при дислалии, ринолалии, дизартрии. Вместо полного свитка [П], образующегося при вибрации кончика языка, произносится искаженный звук (горло, двойная губа, кружка и т.д.). Нарушение выявляется при логопедической диагностике. Коррекция ротацизма предполагает выработку правильной артикуляционной структуры, развитие силы и направления воздушного потока, автоматизацию нормативного звука и его введение в язык. Для устранения причины искажения звука может потребоваться участие стоматологов и неврологов.
- Подготовительный период
- Звуковое производство
- Автоматизация
Ротацизм
К недостаткам произношения звуков [P] и [P ′] можно отнести их отсутствие, искажение (вращение) и подстановку (параротацизм). Звук [R] является наиболее сложным по способу артикуляции: он требует дифференцированных движений артикуляционных мышц, активного участия кончика языка, достаточного с точки зрения силы выдоха языка. Обычно этот звук появляется в детской речи позже, чем другие, в возрасте 5-6 лет. Ротацизмы составляют 26% всех нарушений звукового произношения у дошкольников; при стертой дизартрии этот показатель еще выше — 43-53,5%.
Причины ротацизма
Наиболее частыми нарушениями речи, связанными с неправильным произношением [P] и [P ‘], являются артикуляторно-фонетическая и механическая дислалия, дизартрия, открытая ринолалия. Искажение звука встречается у детей с фонетическими, фонетико-фонематическими расстройствами, общим недоразвитием речи. Наиболее частыми причинами ротацизма являются:
- Лингвистические аномалии. Укороченная подъязычная связка не позволяет кончику языка подниматься, не позволяя ему занять правильное положение за верхними зубами. Микроглоссия, макроглоссия и раздвоенный кончик языка также могут создавать проблемы для нормативного произношения.
- Аномалии зубочелюстной системы. Расщелина небных зубов определяет тонус носа при произнесении всех звуков ротовой полости, включая [R]. При открытом боковом прикусе потеря воздуха через пространство между коренными зубами способствует боковому произношению. Высокое твердое небо затрудняет правильную артикуляцию.
- Слабость суставных мышц. Недостаточно сильные и дифференцированные движения мышц языка приводят к грубой артикуляции звуков и не обеспечивают их нормативное звучание. Причина недостаточной вибрации языка — слабый поток выдыхаемого воздуха во время речи.
- Фонематическое нарушение слуха. В этом случае ребенок просто на слух не отличит правильное произношение от неправильного. Как причина ротацизма встречается редко, чаще приводит к замене звука.
- Дизартрия. При спастическом состоянии суставных мышц отмечается увулярная и велярная ротация. Паретичность мышц языка и щек часто вызывает боковые растяжения.
- Подражание и двуязычие. Неправильное воспроизведение звука ребенок может принять за норму, если один из членов семьи взволнован, не следит за его речью. При двуязычии ассимилируются фонетические характеристики звуковых вариантов, заимствованных из других языков (увулярный [P] — с французского, гортанный — с немецкого).
Фонетическая характеристика звука [Р]
Звук [R] — согласный (из-за наличия препятствия), звонкий (за счет участия голоса и шума), переднеязычный (из-за места образования), дрожащий или вибрирующий (из-за методики обучения), оральный (с места выхода воздуха). Для правильной артикуляции изолированного твердого звука [П] необходимо:
- губы открыты;
- открыть зубы;
- приподнять язык в виде «чашечки» для верхних зубов на альвеолах;
- выдыхайте воздух на кончике языка с давлением, заставляя его вибрировать.
Во время фонации мягкое небо приподнимается и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки сомкнуты, плывут — звук звонкий. При произнесении мягкого [P] кончик языка приближается к резцам, спинка языка поднимается выше к нёбу. Звук короткий, один удар.
Ротацизм
Виды ротацизма
Мнения исследователей о формах родословия и их количестве в русской логопедии расходятся. Некоторые авторы выделяют более 30 вариантов звуковых возмущений. Наиболее распространенными типами ротацизма, признанными большинством ученых, являются:
- Увулярный. Во время фонации дрожит язычок (язычок). Слышно «царапание» [P], которое акустически ближе к нормальному звуку.
- Вуаль. Мягкое небо вибрирует, образуя шершавый ромб. Велюрный и увулярный ротаксис иногда называют глоткой [R] или заусенцем.
- Боковая сторона. Отмечается вибрация боковых краев языка. Слышно сочетание звуков «РЛ»
- Буккальный. Струя воздуха проходит между щеками и краями языка, вызывая вибрацию одной или обеих щек. Этот тип ротацизма смешивает шум с тоном голоса.
- Один (прорывной) удар. Язычок находится в правильном положении, но нет вибрации. Это дает звук, близкий к английскому [D] по [акустике].
- Двугубый (двугубый, «кучерский»). Губы вибрируют, язык неподвижен. При двугубом отравлении слышен «PRR».
- Носовой. Поток воздуха выходит через нос, кончик языка не вовлекается в сустав. Слышимый звук близок к искаженному сочетанию «НГ».
- Гортанный. Он близок к велярному ротаксизму, но звук более приглушенный, похожий на звук щели [G].
Диагностика
Ротацизм диагностируется путем оценки состояния речи. В предварительном разговоре с родителями ребенка или взрослого, страдающего данной речевой проблемой, логопед запрашивает анамнестическую информацию, языковой статус (одноязычный, двуязычный). Затем выполняется последовательно:
- Осмотр органов сочленения. Во время обследования оценивается структура губ, зубов, языка, твердого и мягкого неба. Имеющиеся отклонения (отсутствие зубов, неправильный прикус, короткая уздечка, расщелина лица и т.д.) указывают на причину отращивания. Затем определяется мышечный тонус: наличие спастичности, парез мышц ротовой и лицевой мускулатуры, дистония.
- Изучение подвижности артикуляционного аппарата. Точные движения языка и губ важны для артикуляции звука [P]. При выполнении специальных упражнений определяется объем, хронометраж, точность, коммутируемость движений, способность сохранять артикуляционную осанку.
- Исследование фонематического слуха. Для правильного понимания причины ротацизма (двигательное или сенсорное нарушение), выявления вторичного нарушения слуховой дифференциации проводится тест на речевой слух. Исследуйте дифференциацию отдельных звуков на уровне слогов слов.
- Исследование звукового произношения. Наличие и правильность произношения звуков проверяется изолированно и в разных позициях в слове. В процессе диагностики необходимо точно определить вид родовитости — от этого будет зависеть путь коррекции.
В некоторых случаях требуется дополнительное стоматологическое обследование (телерадиография, диагностические слепки) или неврологическая диагностика (ЭНМГ, магнитный резонанс головного мозга) для разработки правильной стратегии устранения отравления).
Логопедический массаж
Коррекция
Коррекция родовитости проводится с помощью логопеда. В некоторых случаях может потребоваться медицинская помощь. Так, если с помощью специальных упражнений не удается удлинить уздечку языка, прибегают к ее хирургической пластике. При неправильном прикусе ортодонт прописывает использование съемных аппаратов, ортодонтических аппаратов или масок. Коррекция дизартрийного компонента в речи ребенка наиболее эффективна на фоне медикаментозной терапии, назначенной неврологом.
Основная работа по устранению отравления проводится в кабинете логопеда. Он включает в себя несколько периодов: подготовительный, звукорежиссерский, его автоматизацию и введение в речь.
Подготовительный период
Ребенка или взрослого с вращением по оси вводят для исправления сустава при произнесении звуков [P] и [P ‘]. Для этого используется визуализация (профили суставов, манекены полости рта). Логопед неоднократно издает замкнутый звук, вызывает ассоциации с «ревом двигателя» или «рыком тигра».
При этом ведется работа по формированию правильного строения суставных органов и развитию прямого выдоха. Основные задачи артикуляционной гимнастики:
- развитие лифтинга верхнего языка (упражнения «Художник», «Вкусное варенье», «Качели», «Индейка»);
- активация кончика языка («Пиччио», «Почистим зубы», «Утюг»);
- вибрационный зов языка («Комарик»);
- удлинение подъязычной связки (упражнения «Гриб», «Парус», «Лошадь», «Аккордеон»).
Параллельно выполняется дыхательная гимнастика, при необходимости — логопедический массаж. Суставные и дыхательные упражнения при ротации следует выполнять не только на занятиях логопедом, но и дома не реже 2 раз в день. Подготовительный этап продолжается до тех пор, пока ребенок не научится сохранять желаемое положение суставов и не выдохнет сильный прямой поток воздуха.
Постановка звука
При различных вариациях ротацизма рекомендуется использовать дифференцированные методы звукоизвлечения. Нормативное произношение можно получить следующими способами:
- подражанием (чтобы изобразить кваканье вороны, рев двигателя, рычание тигра);
- от эталонных звуков [D], [F], верхнеязычный [Z];
- из звуковых сочетаний «тд», «д», слог «для»;
- артикуляционными упражнениями («Грибок», «Парус», «Дятел», «Верблюд»);
- с механической помощью (большую часть времени). Вибрация кончика языка активируется с помощью промежуточного зонда или сменного зонда.
Иногда (например, при буккальном ротаксизме) звук разделяется на 2 фазы: сначала получается проториальный звук, затем развивается колебательная составляющая. В крайнем случае (когда нормативный звук недостижим) прибегают к компенсаторному стыку. Мягкий звук [P ‘] назван в честь автоматизации жесткой фонемы путем соединения его с иотатными гласными или [I].
Автоматизация
Закрепление правильного произношения звука осуществляется с постепенным усложнением вокального материала. Во-первых, они используют слоги, слоговые линии (прямые, обратные, с согласными). Затем они переходят к словам, где звук находится в разных позициях (в начале в ударной позиции, в конце и в середине слова). Затем они разрабатывают предложения и предложения, чистые предложения, пропитанные звуком [R]. В заключение берут на работу стихи и рассказы.
Продолжительность всего цикла коррекции ротации может варьироваться в широком диапазоне (от 1,5 до 3 месяцев и более). Это зависит от многих факторов: причин расстройства, функциональных возможностей ребенка, интереса родителей, регулярности занятий, мастерства логопеда, необходимости сопутствующего лечения. Самое сложное — добиться стабильного и правильного звукового произношения при дизартрии: в этих случаях исправление ротации и других звуковых искажений может занять месяцы и даже годы.