Речевое заикание — это непреднамеренное прерывание речи без судорог или судорог. Они могут иметь физиологическое происхождение, быть признаком речевых, неврологических, психических расстройств. Они проявляются в спотыкании, повторении звуков, слогов и сочетаний звуков, прерывая произнесение. Диагноз поставлен на основании данных неврологии, логопеда, психологического обследования. В терапию входит создание условий спокойствия в семье и коллективе, соблюдение языкового режима. При патологии речи проводятся занятия логопедом и лечебные мероприятия (массаж, психотерапия, FTL, медикаментозная коррекция).
- Возрастные дефекты речи
- Эмоциональный стресс
- Заикание
- Тахилалия
- Громоздкий
- Нарушение регуляторных механизмов центральной нервной системы
- Другие причины
- Режим
- Психологическая коррекция
- Логопедическая коррекция
- Оздоровительные мероприятия
Классификация
В зависимости от патогенетической основы заикание речи может иметь судорожный и неконвульсивный механизмы начала:
- заикание (судороги речи) — типичное проявление заикания. По форме они бывают клоническими и тоническими, по месту образования: артикуляторные, вокальные, дыхательные, смешанные;
- бессудорожное спотыкание — включает физиологические итерации, громоздкое спотыкание, тахиллы.
Причины запинок в речи
Возрастные несовершенства речи
Повторения звуковых комплексов и слов наблюдаются у значительного числа детей в возрасте 3-5 лет. Это период активного развития связного высказывания, совершенствования лексических и грамматических категорий.
Словарный запас растет быстрыми темпами, на малыша падает огромный поток сенсорной информации. При этом языковые возможности ребенка еще достаточно ограничены, психические функции формируются, а работа артикуляционной системы несовершенна. На этом фоне развивается физиологическое заикание (итерации).
Заглушка некоторых звуков чаще встречается у детей с соматически ослабленными, с диагнозом СДВГ и наследственностью, усугубляемыми заиканием. Заикание в речи ребенка может быть спровоцировано сильным эмоциональным потрясением — родительскими ссорами, переводом в другую детскую, сменой места жительства. Чаще всего они возникают в межсезонье, могут сохраняться несколько недель или месяцев, исчезать и снова появляться.
Заикание носит неконвульсивный характер, встречается везде в слове и предложении (чаще в словах со сложной слоговой структурой, слиянием согласных, сложными предложениями). Дети многократно повторяют звуки и их сочетания, переставляют слоги, спотыкаются при произнесении предложения. Часто говорят на вдохе, из-за чего произнесение речи прерывается. Сами дети своего дефекта речи не замечают, относятся к нему спокойно.
Психологические колебания обычно проходят без дальнейшего вмешательства по мере улучшения языковых навыков и развития HMF. Достаточно обеспечить ребенку комфортную эмоциональную среду, среду правильной речи. Однако при стойкой фиксации стереотипа неправильной речи неконвульсивное заикание может перейти в судорожное заикание.
Эмоциональный стресс
Речевое заикание возникает у взрослых из-за сильного возбуждения. Такой камень считается проявлением тревожности, невротической личности. Спотыкание возникает в разных ситуациях: во время экзамена, во время публичного выступления, при знакомстве с новыми людьми. Чем больше человек пытается держать ситуацию под контролем, говорить четко и уверенно, тем больше он начинает заикаться.
Кратковременные колебания возникают при испуге, в таких случаях говорят, что человек «начал заикаться от страха». Однако во всех этих случаях голосовые итерации недолговечны и преходящи. Речь нормализуется, как только исчезает фактор стресса.
Заикание
Речевые судороги — главный симптом логоневроза и неврозоподобного заикания. В этом случае происходит непроизвольное навязчивое повторение слогов («ма-ма-шоп») и / или застревание на отдельном звуке («пп-петух»). Чаще спотыкаются некоторые «сложные» звуки ([k], [p], [t]) или сочетания звуков со слиянием согласных ([cr], [st] [tr]), ударения и слоги, по первому слогу слова.
Иногда судороги проявляются тихо, так как из-за спазма речевых мышц человек не может начать предложение. Человек, заикающийся, может испытывать речевой спазм, например, закупорку гортани, сжатие грудной клетки, напряжение лицевых и брюшных мышц. Частота заикания, их продолжительность увеличивается в незнакомых условиях, в присутствии посторонних людей.
На заикание влияют время и ритм речи, слитность и плавность произнесения. На симптомы речи накладываются вторичные невротические реакции: языковые уловки, сопровождающие движения, вегетативные проявления. Возникает логофобия: боязнь говорить. Судорожный камень преткновения речи не проходит сам по себе, без специальной терапии.
Тахилалия
Возбужденная речь отличается чрезмерно ускоренным ритмом, аритмичным характером с резкими остановками и последующими открытиями. Бывают колебания, непроизвольные повторения, глотание слогов и слов. Разборчивость и разборчивость устной речи теряются. Если у пациента с тахилией обнаруживаются ошибки произношения, то заикание и настойчивость временно исчезают, но скорость речи остается высокой.
Все языковые недостатки наиболее ярко проявляются во время возбуждения, в моменты обсуждения и эмоционального возбуждения. В невербальной сфере отмечаются двигательное возбуждение, тики, дефицит внимания, вспыльчивость, вазомоторные реакции. В некоторых случаях заикание речи при тахиллалии переходит в позднюю форму заикания.
Клаттеринг
Полтерн, или загромождение, как частный случай тахиллалии, характеризуется бессудорожным прерыванием речи на фоне ее ускоренного ритма. Для этого нарушения речи характерны камни преткновения, повторения звуков и слогов, их пропуски и перестановки. Заикание проявляется хаотичными и бесшумными движениями языка и губ, необоснованными паузами в предложениях. Из-за спешки в разговоре окончания слов часто «проглатываются», иногда «выпадают» целые предложения и фразы.
При расстройстве страдают и другие аспекты языковой деятельности: нарушается плавность и мелодичность речи, отсутствуют логические остановки и акценты, возникает гнусавость голоса, появляются ошибки письма. Течение речи сопровождается беспокойным поведением, гримасами, отвлечением внимания. Из-за неразборчивости речи речевое общение затруднено, дефект не распознается.
Нарушение регуляторных механизмов ЦНС
Судорожное речевое заикание может появиться «на выходе» у больных двигательной алалией, афазией, дизартрией. Причина этого явления кроется в интенсивной коррекционной логопедии, когда объем и скорость введения нового речевого материала не соответствуют функциональным возможностям мозга. Обычно повторяются последние слоги, при этом пациент не может перейти к новому слову.
Беспорядочные спазмы суставных мышц, как правило, не переходят в патологическое заикание. За счет организации грамотной коррекционно-педагогической помощи данное колебание успешно компенсируется без рецидивов.
Другие причины
Возникновение заикания в речи может быть связано с дисфункциональной языковой средой: быстрым темпом родительской речи, подражанием друзьям или родственникам, которые заикаются. В некоторых случаях колебания возникают вторично, на фоне различных недугов:
- умственная задержка;
- неврологические заболевания: нейроинфекции, поражения ЦНС, болезнь Паркинсона, хорея, псевдобульбарный синдром;
- психические расстройства: умственная отсталость, биполярное расстройство.
Диагностика
Появление заикания речи — повод немедленно обратиться за консультацией к логопеду. Чем раньше будет установлена их причина и природа, тем эффективнее будет лечебный и корректирующий эффект. Диагностика состоит из трех блоков:
- Логопедический экзамен. Включает изучение устной речи, ее темпо-ритмической и интонационно-мелодической организации. Определяется вид колебаний, условия их возникновения. Оцениваются характеристики голоса и дыхания. Задача логопедической диагностики — отличить неконвульсивное заикание от заикания.
- Неврологическое обследование. Консультация невролога предполагает изучение анамнеза, выявление психоневрологических нарушений и факторов, вызвавших заикание речи пациента. Для исключения патологии головного мозга назначаются инструментальные методики: ЭЭГ, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга.
- Психологическая экспертиза. Производится анализ HMF: внимание, память, мышление. На этом этапе диагностики уделяется внимание состоянию общей и ручной моторики, различным видам занятий, гнозису. Анализируются личностные особенности пациента, его реакция на свой дефект, наличие боязни речи.
Лечение
Режим
Если заикание в речи ребенка носит физиологический характер, необходимо организовать общий и оптимальный речевой режим: обеспечить достаточный дневной и ночной сон, увеличить время прогулки на свежем воздухе. Важно временно ограничить поток новой информации, свести к минимуму просмотр телевидения, компьютерные игры и участие в массовых мероприятиях. При устном общении следует соблюдать следующие рекомендации:
- не акцентируйте внимание ребенка на колебании, не просите его повторить слово еще раз;
- разговаривать с ребенком спокойно, негромко, чуть медленнее обычного;
- используйте короткие предложения, простые слова;
- пение, разучивание соответствующих возрасту стихов с ритмичным постукиванием или маршированием.
Психологическая коррекция
показан пациентам с эмоциональным заиканием речи, заиканием, тахиллялией, полтерном. Это направление коррекционной работы помогает снизить фиксацию на дефекте речи, устранить логофобию, освоить новые механизмы саморегуляции и расширить коммуникативные навыки. Основные методы психокоррекционной работы — сеансы психотерапии и гипноза, коммуникативная тренировка, аутогенная тренировка.
Логопедическая коррекция
Учитывая причины заикания речи, проводятся занятия по развитию речи, коррекции заикания, преодолению тахиллялии и т.д. Логотерапия направлена на формирование нового стереотипа речи, его закрепление во всех коммуникативных ситуациях. В работе используются следующие методы и приемы:
- Артикуляционная гимнастика. Упражнения помогают укрепить мышцы речевого аппарата, снять чрезмерное напряжение мышц во время речи, сделать артикуляционные движения более точными и сформировать необходимую кинестезию. Упражнения используются для мышц языка, губ, неба, лицевых мышц. Вокальная гимнастика способствует развитию вокальной силы, просодических компонентов.
- Дыхательные упражнения. Правильное речевое дыхание — залог свободы и беглости речи. В процессе тренировки устанавливается диафрагмальное дыхание нижних ребер. Освоение техники вокального дыхания позволяет без запинки и пауз произносить предложения разной длины.
- Логопедический ритм. Логоритмические упражнения способствуют нормализации времени и ритма речи, синхронизации дыхания и суставов, развитию общей моторики. Уроки проходят под музыкальное сопровождение. Для отработки ритма используются марши, аплодисменты, прыжки.
- Уроки с использованием ИКТ. Компьютерные технологии широко используются в сложных работах для преодоления заикания. Они основаны на эффекте биологической обратной связи, помогают улучшить качество и усилить эмоциональную окраску речи, устранить заикание.
Оздоровительные мероприятия
Они организованы на базе поликлиники или дневного неврологического стационара. Цель — нормализовать регуляторную функцию центральной нервной системы, усилить приспособительные механизмы. Больным с патологическим заиканием назначают:
- курсы медикаментозной терапии (седативные средства, витамины группы В, ноотропы, противосудорожные препараты):
- физиотерапевтические процедуры (электрофорез со спазмолитиками, электросон);
- водные процедуры (хвойные деревья, углекислый газ, кислородные ванны, оздоровительное плавание);
- массаж (терапевт, нейроседативный, ШВЗ);
- иглоукалывание;
- физиотерапия.